Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений:
— Удешевление рабочей силы в России является большой неприятностью для наших конкурентов. Прежде всего — для Китая. Почему? Ведь, казалось бы, беспокоиться самому крупному в мире экспортёру не о чем. На внешнем рынке российские промышленные товары никто не ждёт, поскольку все позиции заняты, себестоимость на единицу продукции у Китая по-прежнему очень низкая — из-за развитых мощностей производства, позволяющих выпускать промтовары большими партиями... Но вот на внутреннем российском рынке, где наш любимый торговый партнёр привык чувствовать себя хозяином, ситуация для китайцев резко перестала быть благоприятной. Ведь качество российской продукции, как правило, выше китайской.
Впервые за 20 лет у нас появилась реальная возможность замещения импорта. Если, конечно, российские власти и российские компании позволят это сделать.
Дело в том, что падение стоимости рабочей силы — это следствие кризиса. Это социальное бедствие. В регионах средняя зарплата упала с 20 до 12-15 тыс. руб. при одновременном росте тарифов и стоимости жизни, и снижение зарплат продолжается. Внутренний потребитель убит девальвацией. И об этом никому ни в коем случае нельзя забывать. Ни властям, ни лощёным профессорам экономики и представителям бизнеса, любящим говорить, что производительность труда в России ниже китайской и потому, мол, даже уменьшение заработков не даст роста производства.
Необходимо наращивать производство за счёт внутреннего потребления, за счёт стимулирования спроса. Оборотной стороной этой политики станет укрепление рубля, потому что растущая экономика будет привлекательна для иностранных инвестиций. Но без изменения экономической стратегии нам вряд ли удастся использовать эффект девальвации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции