Будут ли возвращённые деньги работать на развитие экономики или так и останутся лежать в кубышке на чёрный день?
Александр Абрамов, завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Бизнес перерегистрирует свои зарубежные структуры в России не только из-за санкционного давления. Иностранные офшоры уже не являются тихой налоговой гаванью. У России есть договорённости со многими офшорными центрами об автоматическом информировании ФНС о больших поступлениях. И если уклониться от налогов уже не получится, зачем испытывать судьбу?
Более того, чтобы облегчить возвращение капиталов, в России создаются внутренние офшоры - на острове Русский под Владивостоком и на острове Октябрьский под Калининградом. Зарегистрированные в них компании не будут уплачивать налоги с доходов, полученных за рубежом, и смогут пользоваться тем же правовым режимом, что и в иностранных офшорах. Первый резидент острова Русский зарегистрирован: бывшая кипрская компания, основной акционер банка «Восточный». Но возникает логичный вопрос: что дальше? Будут ли возвращённые капиталы вложены в развитие отечественной экономики? Все российские компании накопили к сегодняшнему дню огромную сумму - почти 500 млрд долл. Эти деньги могли бы быть инвестированы в России. Но не инвестируются. Почему?
В 2005 г. российское правительство задало этот вопрос знаменитому американскому специалисту в области глобальной конкурентоспособности Майклу Портеру. Ответ экономического гуру разочаровал: нужно улучшать инвестиционный климат в стране. То есть сделать очевидные вещи: обеспечить соблюдение прав собственников, создать независимую судебную систему и стабильный налоговый режим. Решить эти задачи в России не удаётся уже много лет. Вместо этого государство понуждает компании к инвестициям, используя административные рычаги. Предложение об изъятии сверхдоходов нефтяников и металлургов, которое недавно внёс помощник Президента РФ Андрей Белоусов, родилось именно в рамках этой логики. Развернувшаяся дискуссия закончилась компромиссом: крупный бизнес пообещал проинвестировать проекты, которые государство ему предложит. Можно не сомневаться: ряд вложений действительно будет сделан. Но велик риск, что отбор проектов будет субъективным, а их реализация неэффективной. Выход - частные инвестиции, инициированные самим бизнесом. А для этого придётся создать благоприятный климат не только на двух островах, а по всей стране.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции