Примерное время чтения: 4 минуты
676

Николай Стариков: Выйти из тени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Уехать нельзя остаться 31/07/2013

Николай Стариков, экономист, политолог

В конце прошлого года президент объявил курс на деофшоризацию России. Однако пока дальше этих слов дело не продвинулось.

Теряем страну

Подавляющее большинство офшорных зон сегодня находится под юрисдикцией Британии. Невозможно поверить в то, что мировое сообщество не может ничего поделать с этим. Скорее не хочет - существование офшоров поддерживается западными державами. Ведь когда США было нужно, самолёт президента Боливии посадили и обыскали в аэропорту Вены в обход всех законов и норм. Однако в направлении борьбы с офшорами таких радикальных шагов не делается: Западу выгодно иметь доступ к иностранному - в том числе российскому - капиталу и, что ещё опаснее для нас, бизнесу, в том числе с госучастием.

По сути, это внешнеэкономическая экспансия  со стороны США и Великобритании. Именно эти страны после Второй мировой войны ввели в моду офшоры, но не для оздоровления своих экономик, а для увеличения своего влияния на другие страны.

Вред островов налоговой свободы для нашей страны масштабный - офшорные юрисдикции бьют по всем фронтам. Во-первых, прибегая к схемам, предлагаемым налоговыми гаванями, наш бизнес становится анонимным - доподлинно неизвестно, кто управляет компаниями и в чьих интересах действует. Вспомните историю с аэропортом «Домодедово», владельца которого определить юридически было невозможно, - так запутался клубок из подставных и липовых компаний. Ещё один пример для наглядности: когда умер Борис Березовский, родственники запутались в многоходовых схемах укрытия собственности. Вроде бы у человека много что есть, но на самом деле ничего ему не принадлежит. Юридических инструментов раскрытия конечного выгодополучателя нет.

Ещё одна проблема - уход от налогообложения. Компании выводят миллиарды долларов через страны с льготным налогообложением - эти деньги недополучает наш бюджет. Параллельно эти же компании, став резидентами налоговых гаваней, получают доступ к международным кредитным ресурсам по заниженным ставкам.  А взамен российский бизнес оставляет в залог российское же имущество и активы, становясь, по сути, полностью управляемым из-за рубежа. Вот и получается, что  российская промышленность и даже госкомпании полностью зависят от иностранного капитала. И центробанки других стран за счёт допэмиссий могут сейчас скупать госактивы России через анонимные компании.

Главной причиной повального бегства наших компаний в офшоры являются конкурент­ные преимущества, связанные с использованием налоговых гаваней. И инвестиционный климат с судебной системой, которые обвиняют в офшоризации российской экономики все кому не лень, здесь абсолютно ни при чём. Единственным действенным способом деофшоризации может быть только предоставление компенсаций  компаниям, добровольно уходящим из офшорного плена. И это государству по силам! Следует разделить все компании на российские (налоги платятся в нашей стране, кредиты берутся тоже здесь, бухгалтерия ведётся на территории РФ и не пропускается ни через какие импортные фильтры) и нероссийские (они же офшорные).

Российским, доказавшим свою «национальность» документально, должны быть предоставлены льготы. Во-первых, скидки на подключение к энерго­сбытовым сетям (газ, электричество и др.). Во-вторых, привилегированное положение при проведении госзаказов. Нет ничего зазорного в том, чтобы в условиях тендера приписать в требованиях к лоту: претендовать могут только на 100% российские  компании.

Нажмите для увеличения

Налог для спекулянтов

У всех стран - участниц G8 есть свои конкретные планы по выводу экономик с тропических островов. И только мы пока что пишем план по созданию плана деофшоризации. Такими темпами от офшоров мы не ­уйдём ещё несколько десятков лет! Сравните: в США на днях ввели закон, разрешивший автоматически взимать 30-процентный налог со всех банковских переводов, если банк отказывается сотрудничать с налоговой службой. В Бразилии повышенными налогами обложены любые спекулятивные финансовые операции. В Белоруссии взимаются 15% налога на все средства, выводимые в офшоры. А в Евросоюзе недавно признали кипрскую стрижку депозитов абсолютно законной, разрешив повторять такое на всей территории еврозоны.

В России же процесс обратный - с 2004 года ЦБ фактически не интересуется нелегальным оттоком капитала! Почему бы России не заключить соглашение об обмене информацией с офшорными зонами? Не пролоббировать изменения договора об избежании двойного налогообложения? Кого мы спасаем от повышенных налогов - долларовых миллиардеров? И ради чего? Если сегодня не начать действовать активно, завтра может быть поздно.

Читайте также: Будет ли офшорная зона на Дальнем Востоке? >>

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: Доклад С.Ю. Глазьева и Н.В. Старикова «Деофшоризация российской экономики. Пути и меры»

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах