Планы по «мегаприватизации» государственной собственности украинское правительство вынашивало еще в прошлом году. В начале прошлого года было принято постановление № 271 «О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 году». Однако тогда старт большой приватизации был перенесен на весну 2016 года, формально по причине «несоответствия законодательства принятым нормам». И вот, в начале марта президент Украины Петр Порошенко подписал изменения в законе о приватизации, регламентирующие правила, по которым будет распродаваться государственное имущество. Новое законодательство запрещает продавать госсобственность российским компаниям и позволяет привлекать к процедуре оценки и продажи предприятий иностранных советников. Теперь слово за фондом Государственного имущества Украины, в чьей компетенции находится приватизация государственных предприятий.
Первый в очереди на продажу — Одесский Припортовый завод (ОПЗ), будущая приватизация которого уже вызвала столь бурные споры между губернатором Одессы Михаилом Саакашвили и министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым, видимо, не поделившими столь лакомый кусок собственности. Также планируется продажа государственной доли в следующих предприятиях: «Президент-Отель», «Укрспирт», «Артемсоль», «Сумыхимпром», «Укрнефтепродукт», «Днепровский машиностроительный завод», «Орион», «Центрэнерго» и др. Кроме того, планируется приватизировать более 62 объектов агрокомплекса, а также шахты, в том числе самую крупную из них — Краснолиманскую. Фонд Государственного Имущества планирует из 36 имеющихся на Украине государственных шахт продать 12, а остальные — законсервировать. Комментируя наполеоновские планы украинской власти по распродаже госсобственности, одесский губернатор Михаил Саакашвили в интервью украинскому телевидению заявил, что приватизация по тем схемам, по которым она запланирована, еще больше усилит олигархат и приведет к уничтожению украинского государства.
Понять мотивы украинских властей нетрудно. Только на начало 2016 года запланирован дефицит бюджета в размере 3,4 миллиарда долларов. При этом падение ВВП планируется в этом году сократить практически вдвое (на 2016 год оно составило 12%), но не потому, что в этом заслуга украинского правительства — просто экономика уже устала «пробивать дно». Индекс промышленного производства со времен Майдана упал почти в полтора раза. В сельском хозяйстве темпы падения не столь катастрофические. Но в прошлом году под угрозой оказалась посевная компания. Между тем, украинской элите требуются средства не только на поддержание элементарной жизнедеятельности страны: выполнение коммунальных работ, газо-энергоснабжение, но и на поддержание жизнедеятельности многочисленной группировки ВСУ и содержание территориальных батальонов. Тем более, что, по некоторым данным, милитаристские амбиции украинских властей на Юго-Востоке, несмотря на предусмотренное Минскими соглашениями перемирие, не ослабли, и горячие головы планируют возобновить полномасштабную военную операцию против Народных республик Донбасса. При этом, судя по недавнему заявлению помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, и Штаты, и МВФ намерены прекратить кредитование Украины «до разрешения политического кризиса в стране», имея в виду, очевидно, конфликт между президентом Украины Петром Порошенко и главой кабинета министров Арсением Яценюком. В этой ситуации, распродав государственные предприятия, украинские власти попросту надеются найти хоть какие-то дополнительные средства. По оценке Госимущества, сделанной в 2015 году, продажа собственности государственных компаний может принести прибыль в размере 30 млрд. гривен, что составляет примерно 1,15 млрд. долларов.
Однако последствия подобной масштабной распродажи собственности в скором времени могут нанести украинской государственности больший вред, чем все происки Кремля. Во-первых, речь идет не о возможной продаже небольших пакетов акций государственных предприятий, о которой, например, говорят сейчас в связи с кризисом в России. А о полной передаче госкомпаний в частные руки. Предприниматель, приобретший в собственность тот же Одесский Припортовый Завод, получит полный контроль над экспортом аммиака из Украины. Кроме того, стоимость многих предприятий с целью скорейшей продажи искусственно занижается. Так, например, происходит с «Центрэнерго» — компанией, объединяющей все ТЭС страны. По просочившейся в прессу информации, предпродажной подготовкой этой компании активно занимаются братья Григорий и Игорь Суркисы, владельцы ФК «Динамо Киев», активно играющие на рынке акций энергетических компаний страны.
Прямым следствием передачи крупнейшей энергетической компании Украины в частные руки для рядовых граждан может стать рост и без того высоких тарифов на электроэнергию.
Кроме того, пока еще нет открытой информации о предполагаемых новых владельцах пакетов государственных акций, остается открытым вопрос о возможных иностранных собственниках украинских предприятий. Ведь законом запрещено только участие российских компаний в приватизации. Европейские и, учитывая потеплевшие в последнее время отношения между Петром Порошенко и Реджепом Эрдоганом, турецкие компании наверняка не упустят возможности разжиться подешевевшей из-за экономического и политического кризиса в стране украинской госсобственностью. Это можно было бы хоть как-то объяснить, если бы вслед за правом собственности иностранные владельцы, например, модернизировали производства, создавали новые рабочие места, однако на примере восточной Европы мы видим, что подобная евроинтеграция повлекла за собой масштабную деиндустриализацию экономики, превращение славянских стран, вступивших в Евросоюз, в огромные сельскохозяйственные придатки и поставщики дешевой рабочей силы. Что же касается Украины, по сравнению с которой любая восточноевропейская страна-член Евросоюза смотрится как островок стабильности и благополучия, то, учитывая ситуацию в политике и экономике страны, Незалежная не является благоприятным полем для инвестиций. Приобретать здесь собственность логично несколько для других целей. Например, для вывоза технологий и ресурсов с купленных предприятий или для создания низкооплачиваемых, вредных производств.
Собственно, и местные олигархи, делящие контрольные пакеты украинских предприятий, тоже не представляются эффективными собственниками. Именно из средств предпринимателей финансируются т.н. территориальные батальоны, которые они могут использовать, в том числе и для силовой борьбы за расширение автономии регионов. Таким образом, ради небольшой суммы, вырученной от продажи государственной собственности, украинские власти ставят под угрозу территориальную целостность и безопасность страны. Это может говорить лишь о том, что президент Порошенко, правительство Арсения Яценюка, вся пришедшая после Майдана к власти новая элита сами ощущают себя лишь временщиками, и ставит на повестку дня другой вопрос: кто будет управлять Украиной после них и останется ли к тому времени что-либо от Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции