Анна Вовк, член Торгово-промышленной палаты:
Минпромторг предложил разрешить продавать пиво в алюминиевых банках ночью и в нестационарных торговых точках. То есть фактически предлагается отменить всё то, что было сделано ради снижения уровня алкоголизма в стране. Естественно, производители алюминия и многие пивовары рады такому предложению. По оценке участников рынка, ночные продажи могут увеличить спрос на пиво на 1%. Куда больший прирост может дать разрешение продажи в нестационарных точках: в ночных ларьках.
Соответственно, возврат аналогичного уровня потребления можно ожидать в случае реализации предлагаемых мер. История у запретов на продажу алкоголя ночью давняя: первые ограничения появились в Санкт-Петербурге ещё в 2006 году. И практика показала, что такие запреты ведут к снижению ночной преступности: у людей стало меньше поводов выходить ночью на улицы в нетрезвом виде.
Очевидно, что в выигрыше от меры, предложенной Минпромторгом, останется крупная британская компания, имеющая заводы в России. Положительный эффект для российской алюминиевой компании, о котором многие сейчас говорят, не столь очевиден. Она экспортирует порядка 80% продукции. А в США, которые ввели запрет на поставку алюминия, в прошлом году из России было поставлено этого лёгкого металла на 1,84 млрд долларов. Компенсировать такие потери непросто. На упаковку в мире уходит 16% от всего алюминия. Но это и фольга, и банки для безалкогольной продукции. В России же алюминиевая тара и вовсе не может похвастаться популярностью: в ней продаётся только 25% пива.
То есть основную выгоду от этой меры получит британская компания, нашей же не хватит добавленных объёмов для создания новых рабочих мест. Эффект с точки зрения здравоохранения и вовсе может быть негативным: сложно следить за продажей контрафакта в нестационарных точках. При этом основным драйвером роста спроса на алюминий является строительство. Развивать данное направление куда полезнее, чем разрешать ночные ларьки с пивом. Также для поддержания алюминиевых гигантов полезнее в целом развивать малый бизнес и обрабатывающую промышленность, стимулировать образование новых потребителей алюминия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции