В принципе нельзя не признать, что намерение пополнить бюджет за счёт вредных привычках само по себе неплохо. Но на прошлой неделе государственные служащие пошли на попятную и объявили, что намерены отказаться от своей идеи увеличения «алкогольных» сборов. Мол, не будет дешевой водки — народ выпьет весь одеколон. Но эксперты сомневаются, что это решение основано только на заботе властей о культуре пития сограждан. Хотя в этой области наш народ, безусловно, страдает от бескультурия...
Вот, например, вы можете выпить ведро водки? Наверное, так, сходу, никто не рискнет своим здоровьем. Однако исследования показывают, что каждый россиянин за год потребляет именно столько 40-градусных напитков. Казалось бы, государственная антиалкогольная компания активно работает — например, запретили повсеместную телевизионную рекламу спиртных напитков. Но включите телевизор в 23.00 (думаю, вы согласитесь, что мало кто из детей в это время, особенно летом, уже мирно посапывает в своей кроватке). На экране после заставки «реклама» один за одним следуют ролики пивных компаний. Боюсь, решение перенести алкогольный рекламный сериал с дневного времени на вечер не дает желаемого эффекта. Лидеры антиалкогольного движения уверены, что по-настоящему отвадить население от бутылки поможет только ее высокая цена. И то, что стоимость алкоголя решено не менять — отрицательное явление не только для бюджета, но и для здоровья граждан.
— Это решение принято под воздействием лживой аргументации водочного лобби, — утверждает Дарья Халтурина, сопредседатель Российской коалиции за контролем над алкоголем, доцент Российской академии госслужбы при Президенте РФ, — производители алкоголя утверждают, что в результате кризиса потребление алкоголя, в том числе нелегального, выросло. Реальность полностью отличается от этой картины. В кризис снизилось потребление многих товаров, в том числе и водки. Как результат, с октября 2008 г. зафиксировано снижение смертности и, прежде всего, смертности от алкогольных отравлений. Уменьшение продаж не устраивает производителей водки, и они продавливают беспрецедентную меру — снижение акцизов на водку.
Конечно, вроде бы логически можно согласиться и с противниками введения акцизов, утверждающих, что не будет дешевой, но качественно водки — будут пить технический спирт. Но, как показывает практика других государств, дорогой алкоголь все же отучает им злоупотреблять. Например, в США в 16 штатах действует госмонополия на продажу алкоголя — цены достаточно высокие именно на крепкие напитки. В Финляндии запрещена продажа алкоголя в выходные и праздничные дни (из-за этого, как отмечают некоторые, финны ездят в гости к нам. Но, думаю, те жителеи Финляндии, кто не пьет, не страдают от того, что с улиц пропали «одурманенные» парами алкоголя лица земляков — пусть их «носит» русская земля...). В большинстве стран в свободной продаже только пиво крепостью до 3,5%. Швейцарцы, к слову, утверждают, что именно из-за такой политики им удалось, правда, за 30 лет, перейти с традиционных крепких спиртных напитков на слабые (раньше водки употребляли не меньше 60% из общего количества выпитого, сейчас — 30%).
Подействуют ли такие меры на нас, россиян, или мы действительно настолько «особенные», что нам нужен свой, особый путь? Дай-то Бог, чтобы он не заключался в повальном водочном «перепитии». Как заявил Андрей Коротаев, профессор Российского государственного гуманитарного университета, отмена увеличения цены на водку в ближайшие пять лет может стоить жизни одному миллиону семистам тысячам россиян. Страшная арифметика. Только сколько еще ведер водки надо нам выпить, чтобы начать что-то менять?