aif.ru counter
112

Борьба с пьянством провалилась, едва начавшись?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Человек может летать без крыльев 27/01/2010

Первым шагом к этому фантастическому проекту стало ограничение доступности водки путём повышения её стоимости. С 1 января 2010 г. минимальная цена бутылки водки объёмом 0,5 литра — 89 руб. (раньше диапазон цен в этом сегменте начинался от 50 руб. — Ред.).

«АиФ» решил выяснить, насколько честно в магазинах страны «удорожили» водку и поможет ли повышение цены на «русское народное лакомство» тотальной борьбе с пьянством.

Пьяницы не плачут

С наскоку найти водку дешевле 89 руб. за пол-литра в центральных московских магазинах не получается. Длинные прозрачные ряды водочных бутылок в сетевых супермаркетах снабжены аккуратными гордыми ценниками: 89,50; 89,70; 89,90 и проч. Как будто на постановочном параде для Минздравсоцразвития, выступившего инициатором и разработчиком «антиалкогольного плана-2020».

— Ой, тут алкоголики местные грустили, — смеётся продавщица в одном из универсамов, — бегали вдоль рядов как оглашенные, всё свою сивуху по 50 руб. искали. Не нашли. Даже плакали некоторые.

— Нету больше сивухи? — воодушевлённо переспрашиваю я.

— Почему ж нету? Подорожала просто. Неужели из-за повышения цены всю левую водку из магазинов изымать? На неё просто цену переписали и рапортуют — нет у нас теперь дешёвого суррогата за копейки. Конечно, нет. Он, суррогат, просто теперь по солидной цене. Клиенты мои запойные матерятся, но берут, можно ж ёмкость поменьше по старой цене приобрести — и спиртом дешёвым из аптеки за углом разбавить. Да им, чтоб пить отучить, нужно цену на пол-литру в 5 раз повышать, чтобы стоила рублей 300-400, вот тут хоть перестанут каждые два часа за бутылкой прибегать. И ночью запретить продажу — вы б видели, какие тут хроники в очередь за спиртным в полночь выстраиваются, я им бутылки водки, как пропуска на кладбище, в кассе пробива«.

Впрочем, кто ищет, тот всегда найдёт. В продуктовом магазине возле одного из столичных вокзалов нахожу пол-литра белой за 78 руб. Бросаюсь к ней с таким энтузиазмом, что продавца это настораживает.

— Последняя бутылка по старой цене, — говорит он строго. — Просто ценники поменять не успели.

И прямо на моих изумлённых глазах начинает переправлять цену с 78 на 89. Впрочем, что меняет разница в 11 руб.?

— Я не буду дорогой сыр на закуску покупать, — лукаво хихикает оказавшийся рядом со мной интеллигентный привокзальный «злоупотребитель» в очках, — возьму, знаете ли, подешевле и поменьше кусочек, вот в прежнюю цену пол-литры с закуской и уложусь.

«Дно» страны

В «глубине страны» ситуация с новой водочной ценой немножко другая. В смысле — магазины «взяли под козырёк» так же дружно, как в столице (в Ульяновске даже чуть ли не специальную комиссию с внутренними органами создают для выезда в райцентры и выявления ценовых водочных нарушений!), и официально водки дешевле 89 руб. на прилавках нет, но... Но наш корреспондент в Петрозаводске дешёвую водку «вне закона» отыскал быстро! В третьем по счёту маленьком магазинчике в спальном районе на просьбу «нужно бы для свадьбы» продавщица сообщила, что если позвонить на «базу» по указанному телефону, то можно взять водку оптом дешевле «пресловутых 89 руб.». Позвонили, и действительно по 65 руб. за пол-литра! Приятный женский голос пояснил, что можно приобрести хоть ящик, хоть два, хоть десять, при этом вся водка качественная — просто из «старых запасов». Совладелец одного из ночных клубов Петрозаводска Александр Н. в свою очередь подтвердил, что тем, кто покупал зелье оптом, поставщики по старой дружбе готовы поставлять товар по прежним ценам. В Оренбургской области дешёвая водка действительно исчезла из продажи в крупных торговых сетях, однако в мелких магазинчиках её всё же можно найти дешевле 89 руб.

В основном это местные марки (если верить этикеткам), произведённые и разлитые на единственном работающем в регионе ликёро-водочном заводе. Как объясняют сами продавцы, минимальная ценовая граница установлена для привозных марок. А местную крепенькую якобы можно продавать и дешевле.

На повышение стоимости водки, призванное отпугнуть людей от прилавков с «зелёным змием», магазины ответили контрударом — своим повышением... энтузиазма по привлечению «алкоклиентов»! Вот в некоторых магазинах по стране и проходят акции образца «купил две бутылки водки, третья бутылка — в подарок». При мне мадам, скучно рассматривавшая пол-литра беленькой, внимательно ознакомилась с выгодным объявлением и с просветлённым лицом впихнула в продуктовую тележку аж пять бутылок сразу. Половина магазинов вокруг моего дома переоборудовали торговые залы таким образом, что ряды водки, вина и коньяка приветливо встречают и провожают тебя на входе-выходе. Обратите внимание, что рядом почти со всеми кассами наряду с шоколадками и жвачками появилась россыпь «мерзавчиков» — «смешных» бутылочек водки и коньяка объёмом по 100 мл по цене 25-40 руб. Как бы если забыл или постеснялся серьёзно отовариваться водкой внутри магазина — захвати с собой «пустячок», легко помещающийся в кармане...

— Подняв цену до 89 руб. за пол-литра, мы вовсе не сделали качественным огромный поток льющегося в магазины страны суррогата, — объяснил «АиФ» Олег Бестужев, эксперт алкогольного рынка. — Нам нужно было новые ГОСТы по качеству вводить.

Будет сговор?

Ведь что сейчас может получиться? Производители «левака» вступят в сговор с торговыми точками, чтобы их продукцию выставляли на самых видных полках, — у них денег на взятки побольше, чем у легальных «водочников», за счёт экономии на качестве... Да и пить из-за 89 руб. за бутылку вряд ли меньше станут. В Норвегии, к примеру, от бутылок отваживали ценой в 450-500 руб. за пол-литра.

Смотрите также:

Оставить комментарий (21)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы