Примерное время чтения: 7 минут
3022

Как жители свои города спасли

Екатерина Жилякова.
Екатерина Жилякова. Из личного архива

Опыт территорий, которые вывели из упадка сами граждане, особенно интересен сегодня, во время инфляции, сокращения бюджетов и кризиса вообще.

Впервые о том, что инициатива граждан приносит доход в городской бюджет, мне рассказали в мэрии Перми в конце 1990-х. Тогда у Перми было мало денег и много проблем. Например, с одной улицы, расположенной на холме, никогда (!) не вывозили мусор: мусоросборочная машина просто не могла проехать, отходы десятилетиями сбрасывали в овраг. Мэрия решила поддержать небольшими деньгами ТОС, в который скооперировались жители (совет территориального общественного самоуправления). И результат превзошёл все ожидания: жители той самой улицы вышли на субботник, нашли малогабаритный грузовик, почистили овраг… В другом районе новый ТОС собирал и сдавал макулатуру и на вырученные деньги построил теннисный корт. Когда в мэрии Перми подсчитали затраты, то получилось, что на один вложенный из бюджета рубль ТОСы выполняли услуги на 6 рублей! Такая прибыль в 600 процентов — редкий показатель даже для успешного бизнеса.

О похожем примере рассказывал мне Глеб Тюрин — урбанист и социальный менеджер, известный тем, что участвовал в выводе из кризиса моногорода Пикалёво. А начинал Тюрин лет пятнадцать назад в Архангельской области, где создавал всё те же ТОСы в умирающих деревнях. В одном селе после его тренингов построили Дом ремёсел и стали развивать туризм, в другом — переоборудовали разрушенное здание под дом престарелых. А в Коношском районе не было водонапорной башни, и сельчане годами безрезультатно просили у области миллион рублей на строительство новой. Воодушевившись примерами, которые рассказал Тюрин, жители съездили в соседние обезлюдевшие сёла, разобрали две заброшенные водонапорные башни и за несколько субботников построили себе новую. В результате башня обошлась им в 50 тысяч рублей. А просили, напомню, миллион. Конечно, не очень понятно, почему, чтобы скооперироваться, жителям понадобился приезд эксперта, как непонятно и то, почему в Перми горожане бросали мусор в овраг, пока мэрия не помогла создать ТОС… Тем не менее радует масштаб «отдачи» от «творческой энергии» граждан — если помочь этой энергии проявиться.

Таких воодушевляющих историй в России немало. Самые интересные связаны с развитием туризма. Хрестоматийный пример — история небольшого города Мышкина в Ярославской области. Здесь ещё в 1980-е годы сложилась группа активистов во главе с краеведом Владимиром Гречухиным. Сначала они боролись за то, чтобы Мышкину вернуть статус города, и победили — с помощью поэта Булата Окуджавы и академика Дмитрия Лихачёва. Потом жители убедили нового мэра заняться развитием туризма. Придумали Фестиваль мыши, собрали коллекцию игрушечных мышей… Казалось бы, ерунда… Но на этих простых идеях ведущие российские урбанисты, которых мэр, прислушавшись к землякам, пригласил в город, построили отличную стратегию развития. Стратегия выиграла конкурс среди малых городов в институте «Открытое общество» (да, это Фонд Сороса, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: хрестоматийный пример развития туризма связан с, как бы мы сказали сейчас, «иностранным агентом»). Благодаря гранту, расположенный на Волге Мышкин построил причал и начал принимать теплоходы маршрута «Золотое кольцо». Мышкинцы поставили перед собой задачу — каждый турист, сошедший на берег, должен оставить в городе хотя бы 10 долларов. И открыли 11 музеев (притом что в Мышкине всего 6 тысяч жителей). Затем решили: туристы, приезжающие без группы, должны захотеть остаться в городе на ночь, — и построили 4 гостиницы. Мышкин загремел на всю страну: каждый год сюда приезжает более 150 тысяч туристов, а доходы местного бюджета, благодаря развитию туристического бизнеса, уже через несколько лет выросли в 10 раз.

Похожая история произошла в подмосковной Коломне, которая в последние годы стала туристической Меккой Москвы и Подмосковья. Здесь всё началось с того, что несколько горожан боролись с планами городской администрации снести исторические здания. Изучая архивы, наткнулись на рассказ о том, что до революции 1917 года Коломна поставляла к императорскому двору особую яблочную пастилу. Решили восстановить забытый рецепт и сделали первую партию пастилы на День города. Людям понравилось, администрация заказала ещё одну партию пастилы уже на областной спортивный праздник… Горожане поняли, что наткнулись на «золотую жилу», и подали заявку в Фонд Владимира Потанина. На полученный грант открыли Музей пастилы, восстановили дореволюционную пастильную фабрику… Всё закончилось тем, что не только исторические здания не снесли, но вообще весь центр Коломны превратили в город-музей, директором которого стала одна из активисток Наталья Никитина. График экскурсий в местных музеях расписан на год вперёд, и кажется, в Москве не осталось ни одной семьи, которая не свозила бы детей в Коломну (а до этого — в Мышкин).

Ещё одна вспыхнувшая «звезда» — калужское село Никола-Ленивец. Здесь в конце 1990-х купил дом художник Николай Полисский — член знаменитой группы «Митьки». Чтобы не было скучно, Полисский вместе с деревенскими соседями стал строить деревянные скульптуры. Через пару лет уже вместе с приезжавшими в гости друзьями-художниками он устроил фестиваль ландшафтной архитектуры «Архстояние». В 2006 году фестиваль стал ежегодным и международным. В Николу-Ленивец хлынул поток туристов, фестивалем заинтересовались менеджеры от искусства. Год назад, перед финансовым кризисом, здесь началось строительство огромного парка, мастерских для художников, жилого микрорайона… Увы, сейчас эти проекты пришлось заморозить, но своё место на туристической карте Никола-Ленивец занял прочно.

Кстати, эти истории — ещё и отличное подтверждение теории американского экономиста Ричарда Флориды о так называемом креативном классе. В своей книге «Креативный класс» Флорида утверждает, что в современном мире ключевым фактором развития городов стала творческая элита, вслед за которой на территорию «приходят» деньги. К сожалению, после митингов на Болотной площади 2011–2012 годов репутация «креативного класса» в России оказалась внезапно подмочена (помните уничижительное «креаклы»?). Однако, как мы видим, лучшие примеры развития, казалось бы, захиревших сёл и малых городов связан именно с творческой энергией жителей. Сегодня эта энергия, если её вовремя заметить и поддержать, вполне может помочь городам удержаться на плаву.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах