«Наконец наступило время, когда государство будет решать проблемы человека! В СССР было полное равенство... равенство в бедности. А соцпроблемы решались по остаточному принципу» (из учебника «Право социального обеспечения в России», 2001 г.).
«Мне стыдно, что на волне оптимизма от реформ я написала такое введение к учебнику. Если сейчас сравнивать соцобеспечение в СССР и в сегодняшней России, выбор будет не в пользу нынешнего времени. В следующих изданиях учебника я не была столь оптимистична», — говорит профессор Московского юридического университета им. О. Е. Кутафина Эльвира Тучкова.
Станем ли жить лучше?
Татьяна Богданова, «АиФ»: — Эльвира Галимовна, почему же нет оптимизма? Правительство говорит, что бюджет на 2020 г. социальный. Рост расходов на медицину — в 2 раза, на демографию и образование — на 20%.
Эльвира Тучкова: — Но соцсфера — это ещё пенсии, пособия, соцуслуги пожилым и инвалидам. Разговоры про социальную ориентированность бюджета — это макроуровень, до которого конкретному Ивану Ивановичу ой как далеко. Он должен чувствовать изменения на своём кошельке. Цель государства — обеспечение непрерывного повышения уровня жизни населения. Станут ли наши люди жить лучше? Взять хотя бы пенсионеров. В книге известного учёного, профессора Института законодательства Евгения Астрахана «Развитие пенсионного законодательства в СССР» приводятся цифры: за пятилетку пенсии выросли на столько, за следующую — на столько... То есть в СССР рост пенсий был непрерывным, а инфляция отсутствовала. Я решила сравнить с новейшим периодом и пришла к неутешительному выводу: каждый последующий год хуже предыдущего. Те, кто сегодня выходит на пенсию, получают меньше тех, кто стал пенсионером раньше. А все последние пенсионные реформы, целью которых декларировалось повышение уровня пенсий, на самом деле были направлены на решение совершенно противоположной задачи — оптимизации расходов на пенсионное обеспечение.
— Но пенсии неработающих вырастут выше инфляции: в 2020-м — на 6,6%, в 2021-м — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%...
— Рост пенсий выше инфляции закреплён в законодательстве на несколько ближайших лет. Но не это главное. Проблема в том, что точка отсчёта для индексации взята крайне низкая. Напомню — был закон 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», по которому пенсия зависела от заработка человека и не могла быть ниже минимальной зарплаты. Но потом раскрутилась инфляция, и от индексации отказались, заменив её единой небольшой денежной компенсацией. Эта мера обрушила уровень пенсий, девальвировала их и уравняла. Именно этот заниженный уровень и был взят за точку отсчёта. Поэтому даже индексация выше инфляции сегодня не делает пенсии достойными. Недавно ПФР озвучил: максимальные пенсии в 24 тыс. руб. сейчас получают на Чукотке, минимальные — 10 тыс. руб. — в Дагестане. Средняя по стране — 14 тыс. руб. После индексации она увеличится, но прибавку «съедят» выросшие в цене лекарства, продукты и услуги ЖКХ.
— Может, сделать, как с военными пенсиями? Несколько лет назад, когда они стали «ниже плинтуса», их подняли в 2,5 раза, и уже от этого уровня пошла индексация.
— Реальные цифры военных пенсий тоже далеки от того, что можно назвать хорошим достатком. Но по сравнению с тем, что было, прогресс. С «гражданскими» пенсиями подобный прорыв случился благодаря так называемой валоризации — тогда пенсии старшему поколению повысили с учётом их «советского» стажа. Это было 10 лет назад, а на носу 2020-й год. И пенсии вновь колеблются на уровне прожиточного минимума.
Почему не идут за пособиями?
— На днях Минтруд сообщил: соцподдержку получают 40 млн человек, а, по статистике, их в 2 раза больше. Почему половина жителей России не идёт за положенной им соцпомощью?
— Это очень тревожные результаты. Во-первых, люди не идут за соцподдержкой, потому что пособия копеечные. Во-вторых, сильно мешает бюрократия, что нарушает один из главных принципов соцпомощи — доступность. Люди вынуждены собирать массу справок, одну не принёс — свободен. На 5 руб. превысил порог по доходам — тоже остаёшься без поддержки. Когда ввели доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума, я думала: «Какая хорошая норма, наконец додумались». Но что вышло? При определении доплаты у человека стали учитывать всё: льготы на транспорт, лекарства, ЖКУ. В результате говорят: «Да, пенсия у вас ниже минимума, но вы получаете другое, поэтому не имеете права на доплату».
— Есть закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который наши читатели часто критикуют. Те, кому нужны соцуслуги на дому (вымыть пол, принести продукты), вынуждены платить из крохотной пенсии большие деньги — потому что сами уже не справляются, а в дом престарелых попасть не могут. Разве это «соцобслуживание»?
— Я солидарна с вашими читателями. Закон ввёл в систему соцобслуживания частный бизнес и частично снял ответственность с государства. На заседании правительства при обсуждении вопроса о введении такой соцуслуги, как постоянный посторонний уход за пожилыми, уже звучат предложения о полном возврате к государственной системе соцобслуживания. Нынешняя не отвечает интересам общества. Государство, передав на уровень регионов регулирование отношений в данной сфере, не закрепило федеральных госстандартов, гарантированных каждому, независимо от того, на территории какого региона он проживает. Сегодня десятки тысяч человек ждут своей очереди в дома престарелых. Кто это? Это те, у кого началась «последняя серия» жизни. И тут неизвестно, что быстрее придёт — очередь или смерть. Так дальше продолжаться не может.
Опыт Москвы
— А какие позитивные изменения в социальной сфере можете отметить сегодня?
— Положительно то, что государство начало решать демографическую проблему. Маткапитал, новые выплаты на детей и др. Было детское пособие с 1,5 до 3 лет 50 руб., а станет в среднем 10 тыс. руб. Другое дело, что система поддержки семей должна быть рассчитана не на несколько лет, а на 25–30 лет вперёд. Она должна стать постоянной и учитывать все варианты рисков, которые могут случиться в семье. Тогда система будет работать. И родители будут уверены, что государство не бросит их через пару лет. И что дальше, когда расходы на ребёнка только увеличатся (школа, одежда, платные кружки и др.), они смогут поставить его на ноги. Очень грамотная сегодня политика поддержки семей в Москве. Я бы предложила взять её за основу для федеральной. То, в каком положении сегодня находится наша страна с точки зрения демографии, — это очень серьёзно. Когда население убывает, тут и ядерные боеголовки не нужны, можно нас брать голыми руками. Поэтому своим студентам всегда говорю: «Размножайтесь, спасайте страну!»
— Вот что удивительно: ни в одной развитой стране нет такого количества льготников, как у нас. Там люди получают высокие зарплаты, которых хватает на всё.
— Вы правы, все проблемы соцобеспечения на самом деле коренятся в сфере труда. Льготы и пособия нужны только тогда, когда люди не могут прожить на зарплату. Когда доходы высокие, при рождении ребёнка семья не рискует уйти в нищету, как это происходит у нас. В промышленно развитых странах минимальная зарплата не может быть ниже 60% от средней по стране. У нас она 45 тыс. руб., значит, МРОТ должен быть 25 тыс. руб. Но он наполовину меньше. Каждый гражданин должен иметь возможность заработать собственным трудом, и тогда соцподдержка резко сократится. Она будет нужна только инвалидам, старикам и мамам с детьми.