Примерное время чтения: 5 минут
2015

Потребитель всегда прав? Можно ли вернуть в магазин гречку и другую еду

Американцы раскупают туалетную бумагу, итальянцы — пасту, россияне — гречку. Наши соотечественники сметают и другие крупы, а еще сахар, соль, специи, мясо и рыбу, сладости и яйца. И это несмотря на то, что власти каждый день исключают возможность дефицита продовольствия — еды в магазинах хватит минимум на два месяца, пообещал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Оказывается, некоторые россияне, запасшиеся гречкой и макаронами, собираются вернуть продукты в супермаркет, если дефицита не будет — на форумах полно таких сообщений. АиФ.Ru узнал у юристов, можно ли отнести продовольственные товары обратно в магазины. 

Невозвратные крупы

По закону «О защите прав потребителей», вернуть в магазин можно только продукт плохого качества. «Самые распространенные причины, по которым продовольственные товары могут быть признаны некачественными, — это продажа товара с явными признаками порчи или с истекшим сроком годности, наличие в продукте посторонних предметов или веществ, реализация продуктов, не соответствующих заявленному качеству и техническим регламентам, фальсифицированной пищевой продукции», — перечисляет адвокат Владимир Постанюк.

Если, например, вы купили просроченный кефир, то да, это является основанием для возврата. А вот если вы купили свежий кефир, но передумали печь на нем блины, продавец не вернет деньги. Таким образом, план по возврату запасов продовольствия в случае, если карантина/дефицита не будет, не сработает. 

А если купил просроченный товар?

На волне ажиотажного спроса, супермаркеты начали выкладывать на прилавки не самые свежие товары, видимо, в надежде, что покупатели не обратят внимания на подходящие к концу сроки годности. Если же в магазине вы не разглядели, что берете товар с дефектом (с плесенью, например) или с поврежденной упаковкой, продавец обязан принять его и вернуть деньги, даже если у вас не сохранился чек. «Отсутствие чека не является основанием для отказа в возврате испорченного товара. В любом случае камеры видеонаблюдения и/или показания свидетелей помогут вам подтвердить приобретение того или иного продукта в конкретном магазине», — объясняет Постанюк. 

«Сейчас все товары промаркированы, имеются штрих-коды и в магазине легко определят, что именно этот товар был куплен у них, скажем, 25 числа в 16:47. Либо опросят вас о подробностях покупки, времени понадобится чуть больше, но в базе ваше посещение обнаружат. Поэтому вариант «купить в „Магазин раз“, а сдать в „Магазин два“ не пройдет», — предупреждает юрист Дмитрий Першин.

Кстати, чек может заменить выписка из мобильного банка, если вы расплачивались карточкой. 

По словам Постанюка, потребитель имеет право заявить о недостатках товара в течение срока годности. А если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки. «Но вообще целесообразно не затягивать с предъявлением требований в отношении некачественного товара, так как с течением времени доказать вину продавца будет труднее», — подчеркивает эксперт.

А если дефект товара обнаружен после утилизации упаковки?

В таком случае продавец не сможет проверить товар сканированием. Если вы не помните подробностей своего похода в магазин — во сколько вы там были, на какой кассе оплачивали покупки, что еще приобретали помимо некачественного товара, то здесь возврат денег зависит от продавца, захочет ли он пойти вам навстречу. А если учесть объемы «закупа» в масштабах страны, маловероятно, что торговые сети будут настроены на прием обратно продуктов. Придется их употребить.

«Приобретая продукты в точках без сканеров и штрих-кодов лучше сохранять чеки до момента, когда вы убедились в качестве товара», — подсказывает Першин. 

«Вернем товар без чека, если не устроило качество»

Некоторые продавцы обещают вернуть товар без чека, если покупателя не устроило качество. Возможность возврата без квитанции мы рассмотрели выше — в большинстве случаев она не нужна.

Теперь рассмотрим возврат по причине «не устроило качество». Низкое качество может быть видимым и нет. Видимое мы также обсудили выше — плесень, инородные предметы и прочее. В таких случаях продавца возвращают деньги. 

«А вот если видимых дефектов нет, то, скорее всего, вам ответят: „Если вы настаиваете, товар будет отправлен на экспертизу, если низкое качество не подтвердится, то расходы на ее проведение будут возложены на вас“», — говорит Першин.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах