Примерное время чтения: 8 минут
6571

Покупатель всегда прав. Как потребителю бороться с нечестными продавцами

Максим Кармаев / АиФ

С начала года реальная начисленная зарплата россиян снизилась на 8,5%. Вместе с тем стоимость минимального месячного набора продуктов, по данным на конец июня, выросла в цене на 14,3%. Падение реальных доходов населения привело к спаду покупательского спроса. Как следствие, производители товаров и продавцы теряют часть выручки. Поэтому, как пишут СМИ, производители ищут способы удешевить свой товар. Одни поменяли рецептуру в пользу более дешёвых ингредиентов, другие решили экономить на упаковке.

Продавцы не стоят в стороне от производителей и тоже пытаются сэкономить, как правило, на доверчивых покупателях. АиФ.ru вместе с юристами рассмотрел популярные уловки магазинов и выяснил, как в таких случаях вести себя покупателям.

Купил просроченный товар

Пожалуй, любимым занятием супермаркетов является торговля просроченными продуктами, и это несмотря на то, что по закону товар с истёкшим сроком в принципе не должен появляться на прилавке. Спешащие или невнимательные, или даже доверяющие магазину покупатели могут не обратить внимания на срок годности товара и обнаружить несвежую покупку только по возвращении домой. Что в таком случае им делать?

«Согласно закону «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя», — говорит ведущий юрист компании КОНСУЛ-БИЗНЕС Дарья Демидова.

Если вам попался некачественный товар, вы имеете право:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.

«При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя», — добавляет эксперт.

Купил просроченный товар в аптеке

Сложнее, если просроченным оказался товар, приобретённый в аптеке, где на каждом шагу висит объявление, что купленные медикаменты обратно не принимаются.

По словам юриста компании «Деловой фарватер» Павла Ивченкова, право покупателя вернуть товар с истёкшим сроком годности распространяется в том числе на лекарства и на косметику. «Любой продукт, на который установлен срок годности, по истечении этого срока непригоден к использованию и не подлежит продаже», — подчёркивает он.

«Просроченный товар не должен находиться в обороте. В аптеку же можно вернуть только товар ненадлежащего качества, это могут быть лекарственные средства с истёкшим сроком годности, бракованные или испорченные, а также те, упаковка которых оказалась повреждена. Если же купленное лекарственное средство надлежащего качества, то такой товар обмену и возврату не подлежит», — отмечает Дарья Демидова.

Продавец отказывается обменять товар

Бывает, что продавец отказывается обменять товар. Например, товар с браком или неношеную пару обуви, которую покупатель принёс в магазин до истечения гарантийного срока. Как быть в такой ситуации?

Юристы рекомендуют обращаться с жалобами на нечестного продавца в Роспотребнадзор не только из-за отказа принять некачественный продукт или товар на гарантии, но при любом нарушении прав потребителей.

«Товар с браком подлежит замене в любом случае. Здесь следует ссылаться на ст. 21 «Закона о защите прав потребителей», и сделать это продавец обязан в течение 7 дней.

Есть ещё другое право на обмен непродовольственного товара — когда товар качественный, без недостатков, но он не подошёл по размеру, фасону или расцветке. Тогда по ст. 25 «Закона о защите прав потребителей», у покупателя есть возможность в течение 14 дней обменять такой товар на более подходящий. Однако для этого необходимо, чтобы такой товар не был в использовании, на нём были сохранены все ярлыки или пломбы, а самое главное — чтобы такой товар не был упомянут в перечне товаров, не подлежащих обмену по указанному основанию (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55). Поэтому обмен той же неношеной пары обуви может быть произведён только в течение 14 дней после дня её покупки, а не в течение гарантийного срока. По истечении этого времени продавец вправе отказаться от подобной замены», — поясняет Ивченков.

Продавец отобрал чек

Многие из нас покупают несколько товаров за один раз, например, на распродаже. А потом выясняется, что один из товаров ненадлежащего качества и его надо обменивать или возвращать. Обмен или возврат, естественно, осуществляется только при наличии чека, в котором, помимо испорченной вещи, есть информация о покупке других товаров. Если продавец отбирает чек, то другие товары в случае обнаружения брака во время гарантийного срока вернуть не представляется возможным.

«По правилам ведения кассовых операций, при возврате денег магазин действительно обязан забрать у покупателя ранее выданный чек, если, конечно, он сохранился. Но это не должно вызывать проблемы в будущем, так как право на замену или возврат товара не зависит от наличия чека. Если необходимо, то можно оставить у себя копию чека, переданного для возврата денег магазину. Всегда можно дополнительно к кассовому чеку просить выписать товарный чек или накладную, если это необходимо.

Наконец, согласно «Закону о защите прав потребителей» (п. 5 ст. 18) отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя и позволяет ссылаться также на свидетельские показания», — рассказывает Павел Ивченков.

Покупатель заказал товар, а интернет-магазин изменил цену

Во время декабрьской валютной паники продавцы по несколько раз в день переписывали ценники на товары. Сейчас ситуация с курсом рубля стабилизировалась, а определённые магазины всё равно меняют цены, в сторону повышения, конечно же. Особенно часто этим грешат интернет-ритейлеры.

Как утверждают юристы, интернет-магазин может поменять стоимость товара. Однако продать его покупателю он обязан за заранее обговорённую сумму. В противном случае покупатель вправе написать претензию на имя директора магазина, говорит Демидова.

«Продавец интернет-магазина обязан до заключения договора (то есть до совершения покупки) предоставить покупателю достаточно полную информацию о предлагаемых товарах, в том числе об их цене и условиях приобретения (согласно п. 2 ст. 26.1 «Закона о защите прав потребителей»). Поэтому продавцам необходимо либо заранее предупреждать покупателей о возможном изменении цены (например, указывать цену товара по истечении срока действия скидок на него), либо продавать по той цене, которая была указана в предложении на момент совершения сделки. Иначе магазин нарушит права потребителей», — рассказывает Ивченков.

Экспертиза на стороне продавца

В случае обнаружения брака во время действия гарантии покупатель сдаёт бракованную вещь в магазин. Магазин, в свою очередь, проводит экспертизу, и случается, что отказывается признавать брак заводским, в результате чего не возвращает деньги. В таком случае специалисты рекомендуют провести ещё одну, независимую экспертизу. Правда, оплатить её придётся из своего кармана, поскольку при первом исследовании заводской брак установлен не был. Если же повторная экспертиза придёт к иному выводу, то с её результатами можно обращаться в суд.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах