Подделки втридорога
«Спрос на постные продукты сейчас вырастает на 50%, а по некоторым товарам — более чем на 100%. И это без доп. продвижения, — констатирует член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. — А у нас соблюдается закон свободного рынка: спрос растёт, будут расти и цены. Сети идут на уловки, чтобы не терять доход, — повышение цен на постные товары одна из них». ФАС повлиять на ситуацию вряд ли сможет: доказать сговор сетей невозможно.
Читайте также: Доплата за сезон. Цены на какие продукты вырастают к разным праздникам
«Спрос влечёт подъём цен на привычные продукты питания, например, мучные, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, в этот период на 10-15%, — говорит координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко. — Но главная проблема — фальсификату во время поста дают конкурентные преимущества. Так, можно увидеть постный майонез, хотя мы знаем, что этот продукт должен содержать яичный желток, иначе называться майонезом он не может, а должен быть «майонезным соусом». Постный творог, постная тушёнка — это всё, по сути, подделки, а не дорогой специальный продукт!
Такая же история с мучными изделиями, в составе которых должно быть сливочное масло. «Но мы можем видеть, что кондитерка продаётся как постный продукт. Это может говорить об одном: в изделии дорогое масло из молока заменили растительными жирами, накрутили цену и продали, — продолжает А. Бражко. — Та же история с соевой колбасой. Причём стоит она 350-400 руб. за 0,5 кг, тогда как 800 г салями, где подразумевается мясо, остаётся в такой же цене. Но себестоимость соевой в 1,5-2 раза ниже!»
Этикетку с названием «постный» получил и горький или тёмный шоколад. «Но такой вид шоколада постный в принципе, ведь в его составе какао-порошок, масло какао и сахарная пудра», — уверяет А. Вовк.
Гречка по цене икры
Сильнее сетей наживаются на посте кафе и рестораны. Они готовят для гостей специальное постное меню. В нём, например, винегрет может стоить 250-300 руб. Взлетает в цене обычная гречка: в стандартном меню при заказе 100 г продукта она стоит от 100 до 150 руб. А в постном, с какой-нибудь номинальной добавкой типа грибов или жареного лука, — уже 250-300 руб. «Объясняют такую разницу рестораны просто: у них выше доля постоянных издержек, которые приходятся на меньший объём производства, — поясняет А. Бражко. — То есть спрос на постное меню не такой большой, как на основное. Поэтому продукция для него может пропадать — это компенсируют».
Кстати, сюрпризом после поста может стать подорожание молочных продуктов. «В конце апреля случается пик потребления молока. Как итог — к маю цены на него могут повыситься, когда спрос вырастет после завершения поста», — уточняют в пресс-службе Национального союза производителей молока.