Цены на различные товары, которые мы видим в магазинах, в большой степени зависят от торговых наценок продавца, а они формально ограничений не имеют. Государство регулирует цены только на детское питание, лекарства (и медицинские изделия), продукты для питания в образовательных учреждениях и продукты, продаваемые в районах Крайнего Севера. Иными словами, на вышеперечисленные товары предельные наценки устанавливают местные органы исполнительной власти. Во всех остальных случаях размер накрутки на своё усмотрение определяет сам продавец, исходя из спроса. А спрос, как известно, имеет сезонность и тематическую направленность. Например, перед 8 марта и 1 сентября традиционно дорожают цветы, а перед Новым годом — икра и алкоголь.
Какие товары вырастают в цене в преддверии разных праздников, рассказывает АиФ.ru.
От Масленицы до Пасхи
К Масленице вырастают в цене продукты, так или иначе связанные с блинами: яйца, мука, всевозможные блинные смеси. Яйца обычно дорожают на 7-10%, мука и смеси — на 2-4%.
«Молочные продукты, которые тоже обычно поднимаются в цене к Масленице, в этом году вряд ли будут дорожать. Цены на них выросли максимально в период кризиса, и дополнительная прибавка может спровоцировать падение объёма продаж. Ритейлеры сейчас не будут рисковать», — считает эксперт потребительского рынка и ценовой политики Станислав Черкасов.
После Масленицы начнётся Великий пост — пожалуй, лучше время в году для маркетологов. На полках магазинов появляется огромный ассортимент товаров со специальной маркировкой «постный продукт». Их стоимость на 10-20% выше продуктов, не предназначенных для постного меню.
«В последние годы стали появляться молочные продукты с ярлычком „в пост“. Давно уже существует „постный“ майонез, растительные котлеты, оладьи, всевозможные соевые продукты и т. д. Что примечательно, в период поста соевые продукты могут стоить дороже, чем мясные. Это чистой воды маркетинговая уловка, так как сама по себе стоимость сои невелика. Одним из последних фокусов стало появление в продаже „постных“ помидоров, огурцов, кабачков и т. д. Естественно, цена их была процентов на 10 выше, чем обычных», — поясняет Черкасов.
8 марта и День святого Валентина
К 8 марта и Дню святого Валентина дорожают кондитерские изделия. Несмотря на то, что День всех влюблённых не должен акцентировать гендерных различий, он всё же считается более «женским» праздником, а многие женщины традиционно предпочитают видеть на столе и в качестве подарка скорее кондитерские изделия, шоколад, конфеты, чем какие-то другие продукты питания. Этим активно пользуются продавцы.
В эти предпраздничные дни цены на сладости взлетают на 5-15%.
23 февраля взвинчивает цены на мясо
А вот к 23 февраля чаще всего дорожают мясные и колбасные закуски, рыба и морепродукты, поскольку женщины стремятся сделать праздничный стол для любимых мужчин наиболее сытным, как рассказывает Черкасов.
«За последние два года рыба и морепродукты настолько выросли в цене, что население уже не может сориентироваться, прогнозируя цены на них. До кризиса динамика была совершенно очевидна: эти группы товаров поднимались в цене на 5-10%. Теперь их стоимость могут поднять и до 30%, кто как сможет. Мясная и колбасная продукция обычно дорожает в пределах 3-7%», — делится эксперт.
Отечественный алкоголь к 23 февраля, впрочем, как и к другим праздникам, дорожает на 10-15%, импортный — до 50%. Сильнее всего цены растут на игристые вина зарубежного производства.
Новый год
К Новому году дорожают те продукты, которые чаще всего появляются на праздничных столах соотечественников. Это овощи (накрутка 3-5%), фрукты (до 30%), алкоголь (до 50%), яйца (плюс 15-20%), рыба (плюс 15%), морепродукты (плюс 20%), мясо (плюс 15%).