aif.ru counter
6930

Девяток яиц и недолитр молока. Как нас обманывают производители продуктов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Битва за Луну 16/01/2019
Антон Денисов / РИА Новости

Недоложили

Хотя производители и объясняют «пропажу» одного яйца из упаковки желанием угодить потребителю: мол, квадратная коробка презентабельнее и удобнее, так много яиц покупателям не нужно, на самом деле это маркетинговый ход. «Визуально срабатывает сигнал, что пачка с 9 яйцами вместо 10 выгоднее (разница – пара рублей.) Но это не так: цена одного яйца в ней дороже!» – считает исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольст­венных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

При этом яйца – далеко не первый товар, чья упаковка «похудела». Начало этому положили производители соков и молока ещё в 2008–2010 гг. Тогда вместо 0,5 л сока появились упаковки с 0,48 л продукции, а вместо 1 л молока теперь ряд производителей стал наливать 0,95 л. Если ещё пару лет назад любая упаковка сливочного масла по умолчанию была 200 г, то сегодня – уже 180 г. То же самое происходит и с сыром в нарезке, и с майонезом – вместо 450 г теперь можно найти 400 г. Привычный объём банки пива 0,5 л превратился в 0,45 л, а пористый шоколад с 90 г «похудел» до 82 г. При этом цена на продукт пропорционально уменьшению его размера не снижается. А иной раз и вовсе повышается.

Фото: РИА Новости/ Алексей Даничев

Эксперты продовольственного рынка объясняют это тем, что производители, боясь спугнуть покупателя резким скачком цен на фоне увеличения инфляции, решили уменьшать упаковку, не меняя цены. «Другими словами, производители не хотят уменьшать свою прибыль, сокращать издержки неэффективного производства, а подорожание товара пытаются «спрятать» от потребителей, – объясняет координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко. – Причём каждый из них придумывает удивительное объяснение своим нововведениям: кто-то говорит, что перевозка крупы или сахара в упаковке 870 г удобнее, чем в 1 кг, другие уверяют, что их мощности на производствах настроены так, что фасовать возможно лишь по 315 г вместо 350 г (если речь о сметане). При этом предъявить претензию в данном случае ни потребитель, ни надзорные ведомства производителям не могут, ведь по закону они выполняют всё чётко: на упаковке указывают реальное количество продукции. Нарушения нет. При этом часто сам покупатель даже не понимает, что за те же деньги покупает уже меньше муки, майонеза, сока и пр., привыкнув визуально к определённой упаковке. А на глаз понять, что она уменьшилась, практически нереально».

По словам Бражко, в таком случае нужно внимательно изучать аналогичные товары и всегда обращать внимание на массу нетто. Иногда выгоднее купить упаковку, в которой продукта больше, – так можно сэкономить около 15%.

«Шринкфляция» пришла

Подобные действия производителей даже имеют специальный термин – «шринкфляция». Обозначающий в переводе с английского снижение производителем количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении отпускной цены.

«Шринкфляцию» ушлые торговцы практикуют и за ру­бежом: в Британии активно начали говорить об этом явлении в 2017 г. Тогда Национальная статистическая служба государства обнаружила, что уже на протяжении 5 лет производители 2,5 тыс. товаров сокращают размер упаковки. К примеру, стали меньше популярные и в России британские шоколадные батончики – на 12–15%.

А недавно вскрылось, что «мудрит» и известный британский производитель туалетной бумаги – он экономит на её производстве, выпуская рулон из 221 отрывного листа вместо 280.

И кафе – туда же?

Такой же уловкой пользуются точки общепита. Порции блюд в кафе и ресторанах постоянно урезаются. «На фоне роста цен на продукты рестораны вслед за производителями, чтобы не потерять прибыль и не отпугнуть повышением цен посетителей, делают меньше порции. К примеру, блюдо, которое ещё осенью весило 250 г, теперь весит 220 или даже 200 г, – говорит руководитель компании по поставке продуктов питания, член Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. – Тем более что шеф-повара и руководство заведения сами вправе определять размер порции, даже если это привычное нам блюдо вроде борща, которое, по идее, не должно быть меньше ­250–300 г. Особенно насторожить посетителей должны кафе, скрывающие в меню размер блюда».

Кстати, ввести в заблуждение посетителя в ресторане, чтобы тот не заметил уменьшения порции, могут расположением блюд в меню. Так обычно в начало ставят блюдо с самой высокой стоимостью. «Делается это для того, чтобы посетители могли спокойно заказать блюда из середины меню – после первых страниц они покажутся приемлемыми», – добавляет эксперт. Вывод может быть только один: за хитрыми продавцами, производителями и рестораторами нужен глаз да глаз – ищите массу продукта до того, как заплатили за него, и сравнивайте цену с товарами-конкурентами.

Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество