Примерное время чтения: 5 минут
8791

Дети с наценкой. Почему товары для малышей дороже, чем для взрослых?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Черноморское побережье 29/06/2016
Евгения Новоженина / РИА Новости

Прожиточный минимум ребёнка, по подсчётам Росстата, составляет сегодня более 9 тыс. руб. в месяц. А если хочется чуть больше, чем уровень выживания, открывай, родитель, кошелёк шире. «Детское» (одежда, обувь, игрушки - да всё, кроме мыла, пожалуй!) в современной России означает «дорогое».

Меньше, но лучше?

Сами производители объясняют дороговизну товаров для детей их высокой себестоимостью. «Она дороже, чем у изделий для взрослых, - говорит Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. - Да, материала используется меньше. Но выше требования к его качеству. Нельзя использовать некоторые виды синтетических тканей (современные материалы, отвечающие критериям безопасности, могут использоваться. - Ред.), ненатуральные нити, ряд красок. Особые требования к обработке швов. К сертификации этой продукции у нас очень серьёзный подход. Во времена СССР государство возмещало часть затрат производителям товаров для детей. Поэтому цены на них были относительно низкие. А сейчас производители живут в рыночных условиях».

Редакционные мамы и папы, прочитав это объяснение, тут же вспомнили про быстро линяющие футболки и ломающиеся после нескольких поездок машинки. Имидж добросовестным производителям детских товаров портит контрафакт. Его на этом рынке - 30%. И стоят эти сляпанные явно без учёта спецтребований вещи порой столько же, сколько изготовленные по всем правилам.

Оборот рынка детских товаров в России на сегодня - более 515 млрд руб. До последнего времени благодаря росту  рождаемости он увеличивался, но отнюдь не усилиями наших производителей. По данным за 2012 г., им принадлежало всего 20,6% рынка. Самые хорошие позиции были по детскому питанию (38% рынка), книгам и школьным принадлежностям (39%), самые печальные - по велосипедам, коляскам, автокреслам, обуви, подгузникам. Среди этих товаров доля отечественных дотягивала лишь до 10%. В результате на прилавках доминировал импорт, который стоил в 1,5-1,7 раза выше, чем за рубежом. Сказались высокие затраты на таможенное оформление и засилье посредников в отечественной торговле.

Что почем. Инфографика
 

Жалоб нет?

В 2013 г. в России приняли Стратегию развития индустрии детских товаров до 2020 г. Задачи по­ставили амбициозные: за 7 лет увеличить долю российского производителя до 36%, сделать товары доступными для потребителей. Получилось? Отечественные производители в целом уже заняли 25% этого рынка. Увеличили своё присутствие игрушечники (на 2%) и производители обуви - на 1%. Но вряд ли это можно считать прорывом. В России по-прежнему практически не производят высокотехнологичной продукции для детей: молокоотсосов, заменителей грудного молока, технологичных игрушек и др.

Разрыв в ценах на одни и те же товары у нас и за рубежом, который наблюдался в 2012 г., по словам А. Цицулиной, сглажен. Многие импортёры в связи с падением покупательского спроса пересмотрели ценообразование - не понизили, но и не стали сильно поднимать. Российские производители ищут способы поставлять свою продукцию в торговые сети без посредников, тем самым снижая наценку.

Но опрошенные «АиФ» мамы и папы коррекции цен на детские товары не заметили. «Самая большая статья расходов - по-прежнему одежда и обувь, - говорит наша читательница Ирина, мама троих детей. - А ещё меня удивляют цены на футболки, игрушки, журналы с популярными у детей героями мультфильмов или телепередач. Дочка просит купить ей набор для игры в магазин - за 2 тыс. руб.! Откуда такие цены?»

«Многие продавцы выставляют ту стоимость, за которую они хотят продать товар, - объясняет Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики. - А рассчитывают они на особенности российских потребителей, которые даже в кризис не привыкли экономить на детях. Исследование поведения российских мам показало, что более 60% из них покупают детям новые вещи для того, чтобы те порадовались и... поблагодарили их. То есть мама покупает вещь и для себя тоже. А ещё это способ компенсации того, что она недодала ребёнку, - свободного времени, внимания и др.».

При таком подходе к покупкам желающим нажиться на детях действительно ничего не стоит делать жирные накрутки. Осадить продавцов в случае сговора в установлении высоких цен могла бы Федеральная антимонопольная служба. Но в пресс-службе ФАС «АиФ» рассказали, что никто на дороговизну этой продукции в ведомство не жаловался. А сделать это можно, обратившись в территориальное отделение службы (в столице - Московское УФАС России, to77@fas.gov.ru).

P.S. Помимо увеличения на прилавках наших товаров и контроля за ценами помочь родительскому кошельку можно ещё одним способом - выделять субсидии семьям на покупку товаров для малышей. Но в условиях оскудевающего бюджета такие предложения вряд ли станут реальностью.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах