Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов подписал приказ о создании межведомственной рабочей группы, которая будет проводить психолого-педагогическую экспертизу детских товаров. Зачем понадобилось исследовать игрушки, АиФ.ru узнал у участницы этой группы, директора ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования Татьяны Волосовец.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Татьяна Владимировна, почему возникла необходимость проводить психологическую экспертизу детских игрушек?
Татьяна Волосовец: Дело в том, что сегодня на прилавках наших магазинов появилось огромное количество продукции для детей, которая может навредить психологическому здоровью ребёнка. Я имею в виду игрушки, которые вызывают агрессию, страх, негативные реакции. Например, есть такие куклы Monster High. Откровенно говоря, я об их существовании не знала, пока мне не прислали на экспертизу описание этой продукции. Как эксперт, я пришла в ужас, поскольку один из аксессуаров, который прилагается к этим куклам, — гробик. Даже обычный человек, не будучи педагогом или психологом, понимает, насколько это опасная вещь для неокрепшей детской психики. Конечно, для такой игрушки нужно заключение психолого-педагогической экспертизы, которая бы категорически не рекомендовала родителям доставать кошелёк и покупать нечто подобное.
— С другой стороны, а почему не покупать подобные игрушки, ведь дети же с удовольствием играют с ними?
— Дети играют в те игрушки, которые у них есть, они же сами их не покупают. Но я ещё хочу сказать об огромной роли и ответственности родителей. Если мамы и папы уделяют время ребёнку, играют вместе с ним, при этом наделяя кукольного персонажа добрыми чувствами в момент игры, ребёнок не будет тянуться к агрессивной составляющей.
И ещё есть такая тонкость: каждый ребёнок отождествляет себя с кукольным персонажем. Например: я — мама, а моя кукла — дочь. Можете представить, что ребёнок свою дочку укладывает в гроб. Эти вещи, может быть, и не лежат на поверхности, но их надо учитывать, потому что при формировании личности нужно, чтобы родители покупали игрушки, вызывающие в первую очередь позитивные эмоции, добрые чувства, если они хотят, чтобы их ребёнок вырос психически здоровым.
— Татьяна Владимировна, есть кукла Барби, она не вызывает никакой агрессии, но вокруг неё тоже было много жарких споров — такие игрушки будут попадать на экспертизу?
— Барби не вызывает негатива, но у неё своя история. Она привлекает внимание девочки в первую очередь внешней красотой. С одной стороны, неплохо, когда человек следит за собой и стремится хорошо выглядеть. Однако если кроме такого стремления больше ничего нет — это уже должно насторожить родителей. Опять же важный момент — организация игры: развитие сюжета и распределение ролей. Здесь ключевая роль родителей. Ни одна игра не приобретет того или иного направления, если взрослый его не задаст. Поэтому игра взрослого и ребёнка с использованием кукол, при правильной её организации, сможет не только заострить внимание на нарядах для куклы, но и развивать речь, в том числе расширять и активизировать словарь, формировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки и т. д.
— Получается, что обычный заяц или какая-то другая простая игрушка в неумелых руках может стать источником агрессии?
— Верно, если заяц в руках взрослого (значимого для ребёнка человека) будет забиякой, агрессивным, драчуном, то не ждите от своего чада другого поведения по отношению к своим сверстникам.
— Я правильно понимаю, что на экспертизу будут попадать только те игрушки, у которых агрессивность, что называется, лежит на поверхности, обычные зайцы и мишки туда не попадут?
— Думаю, что не попадут. Вообще хочу сказать, что весь массив игрушек не будет рассматриваться на экспертизе, поскольку это очень сложно. Сейчас даже по приблизительным данным перечень игрушек и игрового оборудования, которое используется в образовательных учреждениях, составляет около 1500 наименований! Это серьёзная, колоссальная работа. В целом, не нужно абсолютно всё отправлять на экспертизу. Нужно делать это только с теми игрушками, которые вызывают у специалистов вопросы.
— А раньше у нас была какая-то экспертиза?
— В нашей стране работал Федеральный экспертный совет при Министерстве образования до 2005 года, в котором существовала секция «Игры и игрушки». В 2005 году этот совет перестал существовать, в свою очередь, экспертиза перестала быть делом федерального органа власти. Образовались некоторые общественные экспертные советы: Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, которым руководит Смирнова Елена Олеговна. Я руковожу Межрегиональной общественной организацией «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей», которая проводит экспертизу, привлекая профессионалов. Но подобные организации не относятся к федеральным органам управления, к Министерству образования и науки РФ. Там просто дают рекомендации: можно использовать игрушку или нет. Запретительных функций у нас нет. Если появится совет, наделённый более серьёзными полномочиями, — это было бы полезно.
— Можно дать какую-то практическую рекомендацию родителям, какие игрушки категорически нельзя покупать? Например, я сегодня в магазине видела игрушку-бактерию, такую несимпатичную, зелёного цвета, как она повлияет на психику ребёнка?
— Вы задаёте слишком общий вопрос. Чтобы оценить любую игрушку, нужно провести комплексную экспертизу. Сейчас трудно сказать, что та игрушка, о которой вы упомянули, — однозначно вредная. Её же нужно посмотреть, понять, какую она несёт смысловую нагрузку, какое воздействие она может оказать, поэтому, как только заработает государственная экспертиза, нужно будет разработать какой-то значок, которым бы маркировались игрушки, помните, как раньше был «Знак качества». Глядя на него, родитель получит некий ориентир.
Есть масса игрушек, смысл которых не совсем понятен. Поэтому здесь и нужна целая рабочая группа, ведь если бы всё было так однозначно, то и экспертиза не понадобилась бы. Существуют вещи, которые несут в себе двойной смысл, и мы попробуем с этим разобраться, используя результаты междисциплинарных исследований развивающей предметно-пространственной среды детства, которыми занимаются ученые нашей страны уже не одно десятилетие, в том числе исследователи Института психолого-педагогических проблем детства РАО.