Примерное время чтения: 3 минуты
152

Чего нам бояться: роста цен или дефицита продуктов?

Глава Минсельхоза Алексей Гордеев уже не раз предлагал ввести предельную торговую наценку (10-12%) на социально значимые товары. Мол, в СССР торговцы могли «накрутить» максимум 12% (на основные продукты и того меньше — 8%), а практика государственного вмешательства в ценообразование применяется до сих пор (в качестве примера министр называл Китай, Канаду и Казахстан). На что глава министерства экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина тут же отреагировала пессимистичным предостережением: логичным следствием постоянного сдерживания цен станет дефицит продуктов на прилавках магазинов.

А представители компаний, занимающихся продовольствием, клянутся, что с осени работают себе в убыток, и, если власти и дальше будут диктовать цены, начнутся массовые банкротства — продавать продукты будет просто некому. Выходит, потребителя ставят перед выбором — или выбирайте из богатого, но недешевого ассортимента, или довольствуйтесь скромным выбором продуктов по доступной цене. Может, действительно, надо мчаться в магазин и запасаться «долгоиграющим» продовольствием, пока власти не решили, каким способом бороться с растущими ценами?

Несмотря на предупреждения участников рынка о грядущем дефиците, эксперты, опрошенные AIF.RU, не видят причин для паники и срочного создания личного НЗ. Как раз наоборот — паниковать нельзя, ведь повышенный спрос на продукты может привести к моментальным попыткам торговцев нажиться на потребителях с помощью переписывания ценников и «выброса» на прилавки не самого качественного товара.

— Я вообще не понимаю, как «замораживание» цен связано с дефицитом продуктов, — рассказал нам член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Мединский. — Думаю, что продавцы сильно дезинформируют правительство, заявляя, что соглашение об ограничении торговых наценок на социально значимые товары может привести к пустым прилавкам. Доля «социальных» продуктов чрезвычайно мала, и найти их в магазинах довольно трудно. А уж отыскать возле них ценники, аналогичные сентябрьским (когда началось подорожание), — дело совсем безнадежное.

— Административное воздействие на бизнес дает лишь краткосрочный эффект, — считает ведущий эксперт независимой аналитической группы «Центр развития» Оксана Осипова. — При отсутствии выгоды коммерсанты либо сворачивают бизнес, либо перестают выполнять соглашения с властями. Например, торговцам достаточно добавить в цепочку посредников фиктивное звено для увеличения оптовой стоимости продукта, чтобы обойти соглашение о предельных торговых наценках. Дефицита «а-ля 90-е годы» не будет ни при каких обстоятельствах: предложение очень велико, многие сегменты рынка продолжают расти из-за их ненасыщенности. Плюс, не забывайте про мощный поток импорта. Потребитель только выиграет, если начнется передел сфер влияния, и компании станут бороться за покупателей.

Единственное, чего можно всерьез опасаться, это тайных договоренностей между производителями, перекупщиками и продавцами. Если они решат поднять цены, то дефицита продуктов не будет, но товары будут дорогими. И пока антимонопольщики будут разбираться, кто виноват, коммерсанты смогут опять неплохо заработать на нас с вами. Ведь россияне не могут бойкотировать высокие цены на продукты, отказавшись от них. Чем предприниматели и пользуются.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах