А потому, считает заместитель генерального директора, директор Дирекции добровольного медицинского страхования ЗАО «МАКС» Татьяна Садковская, она перестала лечить, но вовсю занялась оказанием услуг. В чём разница, чувствуют не только страховые компании, шокированные счетами от этих «медпредприятий», но и сами пациенты.
Человек отменяется
«АиФ»: — Вы не преувеличиваете, Татьяна Вячеславовна?
Татьяна Садковская:— Вот конкретный и, увы, не единственный случай. Больная 45 лет, обращается к терапевту: температура 37,4°-37,5°, болит голова, заложило грудь, першит в горле, слезятся глаза. Врач направляет на консультации: слезотечение — к окулисту, заложенность в груди, першение — к лору, потливость — к эндокринологу. Считает пульс. Тахикардия? К кардиологу! Эндокринолог назначает УЗИ щитовидки и анализы на этот тип гормонов, а узнав о возрасте, посылает к гинекологу. Тот тоже проводит несколько УЗИ и тоже назначает анализы гормонов. Что же у больной? ОРВИ, простуда. Да откройте ей больничный лист, возьмите анализ крови, сделайте рентген, в конце концов! Не на симптомы смотрите, а на человека.
Но им человека не видно. Нет его для них. Лечение от ОРВИ больной, кстати, так никто и не назначил.
«АиФ»: — Но это же типичные перекрёстные продажи, как по учебнику!
Т. С.: — А в этой клинике врачи обязаны проходить тренинги по кросс-продажам, так и есть. Из доктора делают продавца, а клинический процесс выхолащивают. Вот чем страшна платная медицина.
«АиФ»: — У нас сегодня все насмотрелись «Доктора Хауса» и уверены, что кашель — это не просто кашель. Разве плохо пройти полное обследование, раз есть такая возможность?
Т. С.: — Никто и не говорит, что диспансеризация — это плохо. Её, кстати, можно раз в год сделать в рамках обязательного медицинского страхования. А по ДМС возникают спекуляции. Допустим, у вас болит голова. Доктор может выписать анальгетик, а может заподозрить объёмный процесс — опухоль. В этом случае он обязан назначить МРТ, хотя на самом деле прекрасно понимает, что ничего у вас нет. Но платная медицина начисто убивает клиническое мышление. Доктор отключает голову и начинает думать финансово ёмкими категориями: «А вдруг?» Но это не мешает ему пропускать действительно серьёзные вещи! Он пускает пациента «по кругу», а воедино всё не собирает. Нет медицины, нет лечения. И если пациента случайно вылечат в процессе оказания бессвязных услуг, то ему просто повезло! Ответственности никакой нет.
Врачи-гастролёры
«АиФ»: — Как так?!
Т. С.: — Платные клиники довольно часто практикуют вахтенный метод. Начал вам лечить зуб один дантист, отработал месяц, уехал в свою Молдавию. Где его искать? Врачи-гастарбайтеры, врачи-гастролёры — вот с чем вы можете столкнуться сегодня практически везде. Преемственность вытравливается на корню.
Хронических больных, наблюдающихся в клинике по
«АиФ»: — Даже если страховая компания и сам пациент это утверждают?
Справка | |
---|---|
Страховая компания «МАКС» создана 13 марта 1992 года. Компания стояла у истоков отечественного рынка страхования, занимаясь разработкой методов и технологий этого бизнеса. ЗАО «МАКС» предоставляет услуги по добровольному медицинскому страхованию, автострахованию, страхованию имущества юридических лиц, страхованию профессиональной ответственности, страхованию залогового имущества, страхованию грузов и др. СК «МАКС» — универсальный страховщик федерального уровня, представлен во всех регионах России. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» неизменно подтверждает рейтинг ЗАО «МАКС»: А++ «Исключительно высокий уровень надёжности». |
Т. С.: — Именно. В суде мы стоим на позиции: единственное подтверждение факта оказания медицинской помощи — не счёт и не реестр к счёту, а запись первичной медицинской документации, утверждённой приказами Минздравсоцразвития.
ДМС выпало из закона о медицинском страховании, и потому такие проблемы. В погоне за деньгами из всех источников разом даже государственные клиники, предоставляющие платные услуги, просто расчленяют человека на части. Левую сторону тела будут направлять к специалистам по полису ОМС, а правую — по ДМС. А мы накладываем одно на другое и понимаем: да человек физически не мог в один день перенести столько процедур, провести столько времени в больнице!
Однажды нам пришёл счёт за одну из клиенток, которой чуть ли не за день вылечили 8 зубов. И так совпало, что эта девушка лет 25 с голливудской улыбкой оказалась в тот день у нас в офисе. Мы решили помочь, направить её к лучшим стоматологам, раз такие проблемы. Она очень удивилась: ведь ей просто поставили пломбу... на один зуб!
А что вписывают в счёт? Кто видит, какой именно пломбировочный материал использует врач, если сам больной сидит в кресле зажмурившись? Стоимость услуг клиники заявляют очень высокую, считают всё по отдельности: консультация, осмотр, забор анализов, анализы и даже замер пульса! Денег на всё это нет ни у работодателей, ни у страховщиков. Цены на полисы вырастут в разы и будут просто недоступны.
Нет «медицинским ларькам»
«АиФ»: — Как страховая компания выбирает медицинские учреждения, чтобы врачи в них не были заложниками зарабатывания денег?
Т. С.: — Мы проверяем всех. Но во время кризиса во многих клиниках руководство сменилось на менеджмент без медицинского образования, настроенный исключительно на бизнес. Одна из известных российских клиник незаметно превратилась в... производственный комплекс! Они именно так и называются — производственный комплекс. Что они там производят? А когда мы приходим в лечебное учреждение и видим в стационаре одного дня кровати Людовика XVI и арфу в холле, сразу ясно, что в любую услугу включена стоимость и арфы, и арфистки, и мебели...
Что смотрим мы? Первое: есть ли у вас медицинская лицензия.
Второе: изучаем прейскурант, услуги. Выезжаем в клинику, проверяем, как ведётся документация, в одном или разных помещениях дети и взрослые, то есть не «медицинский ларёк» ли это? Если у клиники нет своего здания, а она занимает первый этаж жилого дома, значит, у неё не будет рентгена, и так далее. Определяем стоимость пакета.
«АиФ»: — Клиники не пытаются демпинговать?
Т. С.: — К дешёвым страховкам (и компаниям, их предлагающим) надо относиться очень осторожно! Однажды пришли к нам на собеседование уважаемые люди и поделились своим «медицинским ноу-хау». «Вы, — говорят, — присылайте нам клиентов, а там мы с ними разберёмся. Мы не будем вам выставлять счета. Люди просто нам будут через кассу оплачивать все дополнительные услуги». Представляете, что было бы? Как только человек, застрахованный по ДМС работодателем, заплатит копейку в кассу таких «медиков», у нас тут же будут бешеные скандалы. Что людям продали плохую страховку, что нужно поменять страховую компанию, потому что она не оказывает всех необходимых услуг.
И самое ужасное, что никому, кроме страховщиков, до этого дела нет. В планы клиник совершенно не входит наш контроль.
Мы организуем медицинскую помощь, но самая главная наша миссия — контроль. Контроль качества, контроль обоснованности, контроль финансовых операций. Ведь, по большому счёту, нам в управление доверяют финансовые средства для того, чтобы людей лечили своевременно и качественно.
«АиФ»: — Но люди склонны доверять докторам, а не страховым компаниям...
Т. С.: — Да, к врачу мы привыкли относиться как к оракулу: «У вас провис зуб, срочно ставьте коронку, а лучше — имплантат...» И люди чувствуют, что их «разводят», но часто боятся пожаловаться, попросить проверить. Напрасно! Доверяйте своей страховой компании, потому что она — ваш медицинский адвокат, ваш правовой защитник! Если вы застрахованы, у вас есть люди, отвечающие за качество вашего лечения, чтобы вас не просто водили по кабинетам с нулевым результатом.
Страховщик не пытается сэкономить на вас, но он может направить вас туда, где вам помогут гарантированно — у нас такая база данных есть. Медицина не должна быть только источником дохода. Это клятва Гиппократа, это самопожертвование, это принцип «не навреди». Здоровье нации — проблема государственная, и мы — на стороне государства.