Россельхознадзор выступил за создание системы контроля производства пальмового масла. О том, зачем этот контроль нужен, пустят ли нас страны-производители с проверкой и почему в России до сих пор никто не отвечает за качество продукции, АиФ.ru поговорил с помощником главы Россельхознадзора Алексеем Алексеенко.
Мы не должны допускать попадания технического пальмового масла в пищевую цепочку.
Еда без «пальмы»
Елена Плотникова, АиФ.ru: — Алексей Николаевич, Россельхознадзор недавно выступил с инициативой проверять места производства пальмового масла. Но масло это делается за рубежом, разве нас с проверкой страны-производители могут так легко пустить?
Алексей Алексеенко: — Если они заинтересованы в стабильных поставках, то да. Тем более такая практика давно есть с другими продуктами. Например, мы проверяем места выращивания египетского картофеля, который поставляется нам. В Турции мы создали целую систему проверки в своё время. Прецеденты есть и в отношении продукции животного происхождения. В Индии, например, находится наш представитель. То же самое в Латинской Америке. Там, где есть риски, там и мы.
Для нас вопрос проверки мест производства «пальмы» важен и с точки зрения безопасности потребителей. Если верить статистике, больше всего в Россию поступает пальмового масла технического назначения, которое непонятно как оказывается в пищевой продукции. Поэтому нужно создавать систему прослеживания. Мы не должны допускать того, чтобы техническое пальмовое масло попадало масло в пищевую цепочку.
— А какой сейчас контроль «пальмы» у нас?
— С этим пока сложно, поскольку у нас есть определённая ведомственная раздробленность. У нас нет единой системы проверки пищевой продукции по принципу «от поля до прилавка», как во многих странах. В других странах всё (сырьё, переработка, конечный продукт) находится в руках единого ведомства.
Кроме того, чтобы понять, в каких продуктах и какое пальмовое масло используется, нужно, чтобы заработала система электронной лабораторной проверки, сертификации и прослеживания всех видов пищевой продукции. Она начинает вводиться, но с большим трудом. А это ключевой элемент, который обеспечит нашу безопасность.
У нас нет единой системы проверки пищевой продукции по принципу «от поля до прилавка», как во многих странах.
— Почему с трудом? Кто-то мешает созданию системы?
— Сейчас наибольшее сопротивление вызывает наша проверка в отношении молочной продукции. Молочники выступают резко против. Это понятно, ведь могут вскрыться и неучтённые объемы, и фальсификация. Если предприятие покупает 100 тонн молока и выпускает из этого 100 тонн сыра, это явная фальсификация. И, конечно, наша правовая база не соответствует требованиям времени. Во-первых, у нас СанПиНы давно устарели. Нужно посмотреть на то, что происходит в сфере переработки пищевой продукции. Там настоящая революция. Используется множество новых веществ, сочетаний веществ. Но это не регулируется СанПиНами, тем более что произошла и нанореволюция, начали использоваться в пищевом производстве и нанодобавки.
Кроме того, нам нужно к Техническому регламенту ЕЭС добавить систему подзаконных актов, для того чтобы этот самый регламент выполнялся безусловно. Есть у нас и проблемы на самом евразийском пространстве. Большое количество продукции к нам приезжает из Белоруссии. В итоге мы выявляем на нашей территории продукцию (в частности, молочную), которая не соответствует нашим требованиям. Мы сообщаем об этом нашим белорусским коллегам, а это вызывает у них раздражение на политическом уровне.
Уже давно назрела необходимость создания системы сертификации качества. Причем абсолютно прозрачной и жёсткой.
Сертификат на качество
— Роспотребнадзор сегодня выступает за ужесточение ответственности за фальсифицированную продукцию. Вы разделяете это?
— Конечно. Нам нужно усиление наказания за нарушения правил сертификации продукции. Но одновременно нам нужно вводить и новую систему сертификации, потому что сейчас мы, Россельхознадзор, выдаём ветеринарные сертификаты, которые показывают безопасность продукции. Но у нас в последние годы лавинообразно ухудшается качество этой самой продукции. Да, она безопасна, вы от неё не умрёте, но она некачественная. А вот качество нами не регулируется. Поэтому уже давно назрела необходимость создания системы сертификации качества. Причём абсолютно прозрачной и жёсткой. То есть такой же сертификат, какой выдаётся о безопасности продукции, нужно выдавать и на качество. Пока у нас качество проверяют только общественные организации, но они это делают веерно, не могут охватить всё.
— А кто должен выдавать этот сертификат?
— Специальное агентство по сертификации. Например, ветеринарное свидетельство на рынке выдаёт ветврач, он же пропускает продукцию на прилавок. И если продукт некачественный, спрашивают с него. Сейчас спрашивать не с кого. Приведу пример. В конце прошлого года мы по поручению Правительства РФ проводили проверки торговых сетей как эконом, так и премиум сегмента. И везде нашли грубые нарушения (фальсификация продукции, подмена одного товара другим и пр.). В этом случае убытки несёт только торговая сеть, а не производитель. По сути, его это почти не касается. Это неправильно. Торговая сеть объективно не может проверять каждую партию, которую она получает от производителя. Производитель сам должен нести за это ответственность. И опять-таки это показывает, как сильно нам нужна электронная система сертификации продукции. Наша конечная цель в том, чтобы на каждую единицу продукции был код, и любой покупатель с помощью смартфона мог узнать, откуда этот продукт, как, когда, где произведён и пр.
Наша конечная цель — чтобы на каждую единицу продукции был код, и любой покупатель с помощью смартфона мог узнать, откуда этот продукт, как, когда, где произведен и пр.
— Как я поняла, эта система уже разработана. Когда она заработает?
— Элементы этой системы нами создаются ещё с 2007 года. Но насколько быстро она заработает, зависит от законодателя. Но пока не все этого хотят, у этой системы полно противников. Дело в том, что этой системой мы уберём сильный негативный момент: возможность подкупа, вымогательства со стороны чиновников. Дело в том, что сертификаты в бумажном виде выдаются должностными лицами. За это платятся реальные деньги, а тут они их лишатся.
Честно — невыгодно
— Ваш шеф (глава ведомства Сергей Данкверт, — ред.) недавно заявил, что под видом стройматериалов в Россию ввозят мясо, овощи, фрукты. Эта система пресекла бы такое мошенничество?
— Безусловно. По документам стройматериалы не должны подвергаться тщательной проверке. Россельхознадзор вообще не вправе это проверять, ведь по документам там не продукты питания. А на самом деле это продукция высокого риска. Например, мясная или молочная продукция. И с этой проблемой мы стали сталкиваться и при внутренних российских перевозках. В Новосибирске, например, не так давно задержали на железнодорожной станции контейнеры, в которых были продукты животного происхождения под видом стройматериалов. Естественно, на них не было ветеринарного свидетельства. При электронной системе этого бы не было.
— В каких-то странах уже работает такая электронная система?
— Пионером в этом была Новая Зеландия. Кстати, там активно проверяются предприятия. Мы же, когда приходим на производство, слышим: «Вы кошмарите бизнес!» А там сам же бизнес это приветствует, для них это бесплатный аудит.
— Представим, что система заработала. Не лишимся ли мы тогда части продуктов питания вовсе?
— Я не думаю, что мы ощутим дефицит. Но с прилавков точно исчезнет потенциально опасная продукция. Зачем она нам?