И хотя тогда «разруливать» ситуацию пришлось самому премьер-министру В. Путину, а президент РФ Д. Медведев публично пообещал снимать руководителей регионов, в которых вспыхнет что-то подобное, на законодательном уровне решение «пикалёвского вопроса» появилось только сейчас. Да и то, в качестве проекта.
Кому быть, а кому нет
Разработали этот проект в Минситерстве регионального развития. Согласно документу, все российские моногорода условно поделят на прогрессивные и депрессивные — то есть те, за которые ещё стоит побороться, и те, дальнейшее существование которых экономически невозможно и нецелесообразно. Как объяснили в Минрегионе, нет смысла поддерживать или развивать города, в которых предприятия работают по технологиям 40-летней давности, модернизации не было и не предвидится, а продукция практически не котируется на рынке сбыта, пишет Newsru.com.
Таких населённых пунктов, кстати, пока нашли два, и оба — в республике Коми. Какие города посчитали «нецелесообразными», пока неизвестно, однако сообщается, что решение об их расселении уже принято.
Что касается так называемых прогрессивных городов, их производства будут диверсифицированы — собственными силами и при поддержке государства. Каждый город, признанный достойным шанса на выживание, должен будет предоставить в правительство план экономического развития; и если он будет признан эффективным, центр выдаст региону необходимую финансовую помощь. В 2010-м на эти цели из федерального бюджета уже выкроили 10 млрд рублей, плюс такая же сумма может быть взята из инвестфонда на строительство.
Только лучшие
Кто попадёт в список счастливчиков, пока не ясно, однако, по словам сотрудника Минрегиона Андрея Нещадина, основными претендентами на господдержку станут четыре типа моногородов. Это спутники крупных конгломератов, города, расположенные рядом с крупными трассами, города, имеющие некий уникальный для страны потенциал, и, наконец, те, кто сможет бросить все силы на сельское хозяйство и перепрофилироваться в крупный агрохолдинг.
Как будут рассматриваться и оцениваться антикризисные программы моногородов, тоже ещё неясно. Пока власти определились только с двумя критериями: срок реализации программы не должен превышать 3 года, а время её окупаемости — 7 лет. При этом в Минрегионе полагают, что в разработке стратегии должны участвовать не только местные власти, но и собственники предприятий, и общественность — так как в выживании города заинтересованы и те, и другие.
17 кризисов сразу
На первый взгляд проблема моногородов может показаться чересчур локальной масштабах страны. Однако одно то, что пикалёвский случай заставил переполошиться высшие круги власти, говорит об обратном. Цифры, впрочем, могут послужить ещё лучшим аргументом.
Чтобы населённый пункт получил статус моногорода, четверть его экономически активного населения должна быть заняты на одном предприятии (или предприятиях единого комплекса). Кроме того, эти предприятия вместе должны обеспечивать более 50% производства в городе.
Как подсчитали в Минрегионе, такими показателями могут похвастаться более 400 пунктов в РФ, причём проживет в них аж 24% населения страны, а производительность труда составляет около 40% ВВП России. Или, по крайней мере, так было до кризиса. Сейчас же моногорода столкнулись с двумя основными проблемами — экономическим спадом и оттоком населения. Постепенно банкротящиеся предприятия не платят сотрудникам по несколько месяцев или просто отправляют сотрудников в бессрочные отпуска; а те в свою очередь едут туда, где ещё надеются найти работу. Результат — как минимум 17 моногородов находятся в острокризисном состоянии и могут «взорваться» бунтами и демонстрациями в любой момент. Ещё 60, согласно докладу Минергиона, способны дойти до аналогичной кондиции в ближайшие годы.