Со всех углов можно услышать про инновации, про то, что наша экономика должна развиваться по инновационной модели; президент Дмитрий Медведев неустанно повторяет о том, что инновационный путь развития просто необходим нашей стране. И, насколько эффективен этот будет путь, зависит от того, что же подразумевается под этим поднадоевшим уже словом.
И пришёл iPad
Итак, инновационная экономика, как это часто бывает и бывало, придумана не у нас. Первыми к необходимости подобных идей пришли на Западе, и мне, если честно, вполне понятно, почему там, за бугром, так решили.
Наиболее развитые западные страны, чей ВВП на душу населения составлял более 40 тыс. долларов, оказались в тупике. Возможности производить товары упирались в способность людей эти товары потреблять. Например, средний класс полностью обновляет свой гардероб раз в 2 года, и чаще уже не получается; а для индустрии по производству одежды это тупик — расти некуда. То же самое и по сотовым телефонам и прочим товарам. Почти все отрасли экономики и их продукция не могут расти вширь внутри этих стран, так как там весь рынок сбыта освоен. Если экономика не может предложить ничего нового, то и не будет её роста; старая модель без инноваций не могла предложить населению новый выбор товаров и услуг, которые смогли бы — как, например, компьютеры в
Поэтому-то развитые страны и выбрали вектор инноваций — для того чтобы создавались принципиально новые товары и услуги, внедрение и развитие которых обеспечило бы приемлемые условия для роста экономики. Для запада аспект инноваций является своевременным и актуальным. Самым ярким примером в линейке инновационных товаров за последние годы можно назвать iPad. Это принципиально новый тип товара, который не занимает место ни ноутбуков, ни сотовых телефонов; люди так же будут покупать уже существующие гаджеты, но при этом будут покупать и iPad — что создает совершенно новый рынок сбыта, который можно развивать и осваивать и за счет которого можно в действительности увеличить объёмы экономики.
Что же Россия? Наши финансовые власти увидели, что на Западе, мол, развивают инновации, и решили сделать так же, дабы не отстать. Но так ли это актуально для нас?
Простой расчёт
Как я уже сказал, на Западе суть инновационной модели экономики не в повышении конкурентоспособности своего производства, а в том, чтобы развить спрос. У нас сейчас такой проблемы нет: наш рынок сбыта — это огромное непаханое поле, которое предстоит еще осваивать не одно десятилетие. Для нас главное — не спрос, а предложение, нам нужно делать свою экономику и товары конкурентоспособными, а это вопрос не инноваций, а пресловутой модернизации.
Развитие совокупного спроса, по моему мнению, условно можно разделить на несколько фаз в зависимости от состояния потребителя.
Первая фаза: ВВП на душу — менее 3000 долларов в год, то есть население в основном потребляет продукты натурального хозяйства. Причина проста: при наличии такого дохода вы, как потребитель, будете тратить средства и усилия на товары первой необходимости (еда, одежда) и не будете даже мечтать о других покупках. К примеру, никому и в голову не придет ехать в бедную африканскую страну и массово пытаться продавать там те же iPad-ы.
Далее наступает вторая фаза, при которой ВВП свыше 3 и менее 20 тыс. долларов на человека. Это товарная экономика. Удовлетворены потребности в пропитании, у человека появляются излишки средств, и он начинает тратить их на покупку промышленных товаров — хорошеё одежды, мебели, бытовой техники, автомобилей и т.п. Это ситуация, характерная для большинства стран в мире; производителям есть куда развиваться, так как спрос не удовлетворен по всем сегментам и для всего населения.
Третья фаза. Доходы экономики превышают 20 000 долларов в год на человека; потребности в товарах заканчиваются, у потребителей есть жилье, еда, одежда, автомобиль, домашняя утварь и т.п., поэтому излишки доходов будут идти на оплату услуг. Люди, которые находятся в третьей фазе потребления, являются представителями «среднего класса»; они чаще ездят на курорты, ходят в рестораны, кино и т.п.
Ну и, наконец, четвёртая фаза наступает, когда ВВП на душу населения становится больше 40 000 долларов в год. У потребителя есть все необходимые ему товары, он регулярно ездит на курорты, ходит в ресторан и пользуется другими благами, созданными человечеством. Для дальнейшего роста экономики по спросу нужно что-то еще — чтобы продвинутся выше. Поэтому-то и возникает необходимость инноваций.
Конечно, приведённые выше цифры взяты условно и касаются именно средних значений по стране. Конечно, потратить, скажем, миллион долларов — не такая уж проблема для отдельного индивидуума. Но в целом, когда речь идет о сотнях тысяч и миллионов людей, данная схема остаётся актуальной.
Останемся без нано-штанов
Наша страна находится на
Нам надо думать о своем развитии, о своих насущных проблемах, а не копировать то, что делается на западе. Идти по лестнице развития надо нормально — то есть наступая на каждую ступеньку, а не пытаясь с первой ступеньки сразу прыгнуть на четвертую. Это сделать, конечно, можно, но тогда в обществе и экономике опять не будет баланса, и это опять же станет очередной неизлечимой болячкой.
* Михаил Фёдоров — аналитик ИК «РИК-Финанс».