На Украине разрастается валютный кризис — курс гривны к доллару обновляет психологические минимумы, продажа валюты населению ограничена и гражданам приходится покупать доллары и евро на чёрном рынке по умопомрачительному курсу.
Вместе с тем из-за ослабления гривны и последовавшего удорожания импортных товаров украинцы штурмуют магазины, скупая электронику, лекарства и продукты питания. По информации СМИ, магазины с наплывом покупателей не справляются и каждый день переписывают ценники в сторону повышения. В ситуацию даже вмешался президент Украины Пётр Порошенко, потребовавший от Национального банка установить курс доллара на заложенном в бюджет уровне — порядка 21,7 гривен за доллар, передают местные СМИ.
Кто подставил гривну?
С момента смены власти на Украине курс гривны обвалился в 3,5 раза. В начале прошлого года, до государственного переворота, один доллар продавался за 8 гривен. Курс американской валюты, установленный НБУ на 27 февраля, составляет 30,01 гривны. На чёрном рынке «гринбек» продаётся за 35–38 гривен.
Надо признать, что украинская валюта обесценивалась ещё при экс-президенте Викторе Януковиче. Эксперты прогнозировали не самое радужное будущее для гривны, однако предположить такого резкого обвала год назад не мог никто. Сейчас гривна дешевеет на 13% в неделю, при Януковиче — по 1,6% в год (данные за 2013 год).
Ослабление национальной валюты — одно из условий Международного валютного фонда. В обмен на предоставление кредита МВФ требовал от Киева девальвации гривны на 10%, что и было сделано Нацбанком. Однако 10 процентами падение украинской валюты не ограничилось.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в обвале гривны видит ошибки Национального банка страны. «Главная причина в том, что НБУ месяц назад ввёл временную администрацию в банке „Надра“. Это системообразующий банк, и когда НБУ это делал, его предупреждали: „будет очень плохо“. Нацбанк не послушался и сделал то, последствия чего мы сейчас видим. Население начало забирать средства из всех банков, в том числе из государственных. Естественно, снимая деньги с депозитов, они скупали доллары, и ажиотаж перешёл в паническую стадию. Кроме того, решение НБУ привело к тому, что и юрлица начали массово выводить деньги в оффшоры и выводить наличную валюту. Здесь чисто ошибка НБУ», — поделился Охрименко с корреспондентом АиФ.ru.
Паника населения, подобная той, которая наблюдалась в России в декабре прошлого года, в настоящий момент является ключевым фактором, способствующим ускоренному падению гривны, говорит заместитель председателя правления «Локо-Банка» Андрей Люшин. Однако, в отличие от ЦБ РФ, Нацбанк Украины не обладает большими золотовалютными резервами (их объём составляет всего лишь 6,5 млрд долларов, в то время как международные резервы РФ составляют 364 млрд долларов). Проще говоря, украинский регулятор не имеет эффективных рычагов влияния на курс национальной валюты.
«Если же говорить о факторах, которые изначально начали продавливать вниз курс украинской валюты, то, конечно, стоит отметить спад промышленного производства, ограничения по экспорту товаров в Россию, которые только в прошлом году привели к снижению торгового оборота на 30%, рост государственного долга до 30 млрд долларов в 2014 году», — перечисляет эксперт.
По его мнению, единственный шанс на укрепление гривны — это получение Киевом обещанных МВФ 25 млрд долларов. «Если говорить о краткосрочной перспективе, то по мере спада паники у населения гривна может зафиксироваться на уровнях 25–27 за доллар», — добавляет Люшин.
Валютная истерика
Между тем пока предпосылок для укрепления гривны не наблюдается. Наоборот, появляются сообщения, что Киев рискует потерять поддержку Международного валютного фонда из-за конфликта на Донбассе. Как пишет Bloomberg, в случае, если ополчение продолжит наступление и будет пытаться захватить новые территории, в частности Мариуполь, с согласием о выделении кредита могут возникнуть трудности. В украинском Минфине зависимость финансовой помощи от событий на юго-востоке страны опровергают.
По словам Охрименко, из-за стремительного обвала гривны на Украине резко снизились зарплаты. «До Майдана средняя зарплата по стране у нас была где-то 450 долларов, сейчас — около ста», — рассказывает он. Стоит отметить, что теперь зарплаты украинцев — самые низкие в СНГ, не говоря о Евросоюзе. Например, в соседней Белоруссии средняя зарплата составляет порядка 450 долларов.
Неудивительно, что украинцы стараются потратить сбережения в гривнах, пока они совсем не обесценились. Одни стараются перевести деньги в доллары, что сделать не так просто — в большинстве обменников иностранной валюты попросту нет, а там, где есть, действует ограничение — на евро и доллары граждане могут потратить не более 3 тысяч гривен в сутки.
Другие спешат потратить девальвирующуюся гривну на импортные товары. Местные продавцы признают, что цены меняются, как в калейдоскопе, и ценники на бытовую и цифровую технику приходится переписывать каждый день.
«В зависимости от категории товаров, наценки могут быть от 100 до 1 тыс. гривен и больше. Крупная бытовая и встраиваемая техник дорожает на 500–1000 гривен ежедневно. Люди стараются покупать дорогостоящую технику, „сливают“ гривну. Скупают, например, холодильники. Мы вынуждены очень часто закрывать акции на эти товары», — рассказали изданию Корреспондент.net в одном из крупных интернет-магазинов Киева.
Кроме того, население скупает мобильные телефоны, стоимость которых каждый день растёт.
Из продовольственных товаров украинцы покупают крупы, подсолнечное масло, муку, алкоголь, чай, кофе. Из непродовольственных — детские товары, косметику, бытовую химию.
Как сообщают украинские СМИ, в западных областях страны (во Львове и Ужгороде) пустеют полки в магазинах. «Люди мешками скупают муку и сахар. В дефиците также крупы и подсолнечное масло, которое уносят целыми коробками», — пишут «Вести».
По данным информагентства УНН, в ряде сетевых магазинов Киева установлено ограничение на продажу социально значимых товаров. В частности, в одни руки отпускается не более двух бутылок подсолнечного масла, пяти килограммов муки, двух упаковок гречки.
«У нас всегда есть паникёры среди населения. Сказать, что продукты исчезли или их убрали, я не могу. Вряд ли эти люди, которые любят истерику, смогут все скупить», — считает Александр Охрименко.