Примерное время чтения: 9 минут
5039

Бюджет под нож. Пойдёт ли Минфин на сокращение расходов госказны

На прошлой неделе Госдума одобрила в первом чтении проект бюджета на 2015 год и плановый период 2016–2017 гг. Принятие документа было достаточно напряжённым — за него проголосовали 296 парламентариев из фракции «Единая Россия», депутаты от других партий поддерживать проект отказались.

Министр финансов Антон Силуанов, представлявший в Думе проект бюджета, заявил, что бюджет верстался при другой экономической реальности.

«Бюджет не может постоянно иметь те расходы, которые были составлены при других экономических реалиях. Мы считаем, что мы сейчас должны подготовить наш бюджет к тому, чтобы иметь так называемый запасной вариант в случае, если непростые внешние условия сохранятся», — заявил Силуанов.

В Минфине считают, что в текущих условиях требуется запасной вариант бюджета на 2016–2017 гг., предусматривающий 10-процентное сокращение расходов, пишет газета «Ведомости».

Бюджет под нож?

Проект бюджета на 2015–2017 гг. был внесён в Госдуму в конце сентября. Уже тогда экономисты предупреждали, что его принятие будет непростым. Документ предполагает общие доходы госказны в 15,082 трлн рублей в 2015 году, 15,796 трлн рублей в 2016 и 16,548 трлн рублей в 2017 году. Что касается расходов, в следующем году они составят 15,513 трлн рублей, в 2016 — 16,272 трлн рублей, в 2017 — 17,098 трлн. Дефицит бюджета на всю трёхлетку заложен на уровне 0,6 % ВВП в год.

О необходимости оптимизации бюджетных расходов Силуанов заговорил на фоне стагнации в национальной экономике, усилившейся из-за снижения цен на «чёрное золото» и санкций Запада. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее говорил, что в результате антироссийских санкций «и так достаточно напряжённый бюджет» пришлось корректировать — закладывать в него дополнительные расходы для поддержки компаний, пострадавших от ограничительных действий США и ЕС.

Бюджет на трёхлетку рассчитан из прогноза Минэкономразвития, который предполагает отмену санкций Запада, ускорение темпов экономического роста, а также сохранение цен на нефть в 100 долларов за баррель в течение ближайших трёх лет.

По словам источника «Ведомостей» в Минфине, правительство рассматривало и запасные, негативные варианты со стоимостью нефти ниже 100 долларов за баррель, сохранением антироссийских санкций и стагнацией в экономике. Согласно одному из пессимистичных сценариев, доллар подорожает до 50 рублей, падение ВВП составит 10 % год к году, темпы инфляции будут на уровне 4 %. «Однако на правительственной комиссии мы не хотим увязывать сокращение расходов с кризисным сценарием, задача — провести сокращение в любом случае, в порядке оптимизации», — отмечает собеседник издания.

«Запасной» вариант бюджета должен быть оптимизирован на случай сохранения антироссийских санкций, дешевеющей нефти и в целом неблагоприятной ситуации в российской экономике.

Примечательно, что бюджет 2015 года останется в том виде, в каком его примут парламентарии, то есть в следующем году сокращения расходов производиться не будут. А вот в бюджеты 2016–2017 гг. могут быть внесены коррективы. Дело в том, что бюджетные «дыры» 2015 года правительство может залатать за счёт 500 млрд рублей резервного фонда. Однако, как справедливо отметил министр финансов, объём резервов не бесконечен, а неприятности в экономике могут носить затяжной характер.

«Скорее всего, нас ждёт драматический процесс крайне энергичных дискуссий, за счёт каких министерств, ведомств, отдельных государственных программ пройдёт сокращение. Понятно, что каждое ведомство будет, с одной стороны, стремиться отстоять именно свои программы. С другой стороны, понятно, что чтобы уложиться в параметры бюджета, что-то придётся сокращать. Вспоминая уроки изрядно забытого секвестра 1998 года, тогда тоже этот процесс достаточно бурно проходил. <…> В СМИ появляется информация, что Минфин предлагает равномерно сократить расходы бюджета на 10 % по всем направлениям. Достоинство такого подхода — меньшее число дискуссий с представителями министерств, чтобы никому обидно не было. С другой стороны, каждое ведомство всё равно будет пытаться лоббировать, что именно их программа является защищённой, необходимой», — считает управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов.

За счёт равномерного сокращения расходов на 10 % Минфин может выиграть порядка 1,5 трлн рублей.

Когда урежут бюджет?

Эксперты, опрошенные АиФ.ru, назвали несколько обстоятельств, при которых властям придётся пойти на сокращение расходов бюджета. Прежде всего это продолжение тенденции снижения цен на нефть. С июля нефть марки Brent, по котировкам которой рассчитывается цена российской марки Urals, подешевела на 20 %. Стоимость «чёрного золота» опустилась ниже психологически значимой отметки в 90 долларов за баррель. По оценке Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), из-за снижения цен на нефть всего на один доллар российский бюджет теряет 80 млрд рублей нефтегазовых доходов. Когда «чёрное золото» продолжает обновлять многолетние минимумы, приходится «возвращаться на землю» в поисках других источников финансов, говорит Артём Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex.

С учетом тех процессов, которые идут на валютном рынке, одним из лимитирующих факторов, которые заставляют принимать такие сложные решения, являются как раз международные резервы. В случае их уменьшения, скорее всего Минфин введет в действие запасной план

По мнению Сергея Хестанова, основным критерием для секвестра бюджета будет объём международных резервов Банка России. С начала года их размер сократился на 56 млрд долларов. За счёт валютных интервенций, проводимых ЦБ РФ с целью поддержания рубля, к концу года можно ожидать дальнейшего снижения золотовалютных резервов. «С учётом тех процессов, которые идут на валютном рынке, одним из лимитирующих факторов, которые заставляют принимать такие сложные решения, являются как раз международные резервы. В случае их уменьшения, скорее всего, Минфин введёт в действие запасной план», — не исключает Хестанов.

Российская экономика уже давно оказалась в совершенной иной экономической реальности, когда нарастающие долговые проблемы заставляют усомниться в стабильном будущем всей страны

В свою очередь, Деевсчитает, что особых обстоятельств для перехода на запасной бюджет не нужно — достаточно сохранения текущей ситуации, и необходимость антикризисной программы станет неотвратимой деятельностью для российского бюджета.

«Российская экономика уже давно оказалась в совершенной иной экономической реальности, когда нарастающие долговые проблемы заставляют усомниться в стабильном будущем всей страны. Санкции со стороны Запада, колоссальные объёмы оттока капитала, высокая инфляции, близость рецессии, ухудшение инвестиционного климата, девальвация национальной валюты, а также катастрофическая коррекционная динамика цен на нефть уже поставили под сомнение самодостаточность внутреннего рынка ликвидности. <…> К сожалению, осознание того, что деньги могут понадобиться уже завтра, не позволяет делать ставку на высокотехнологичное производство, отдача от которого будет заметна только спустя много лет», — полагает Деев.

Кого «урежут»?

Что точно не станет урезать правительство, так это расходы на социальные программы первоочередной важности, считают инвесторы. Однако вполне могут быть секвестированы госпрограммы по поддержке аграриев и промышленности, говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. «Секвестр может достигать 10 % от заложенных сейчас параметров, могут пострадать и инвестиции в инфраструктурные проекты. Вряд ли будут урезаны оборонные расходы, но вот повышение зарплат бюджетникам может быть отложено или проведено не в тех объёмах, которые были запланированы. Могут быть секвестированы программы по строительству дорог и поддержке госкомпаний», — не исключает эксперт.

Секвестр бюджета – вещь малопопулярная и на масштабные сокращения власти никогда не пойдут

Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев придерживается кардинально противоположной точки зрения. По его мнению, о сокращении зарплат в госсекторе и пенсий не может быть и речи.

«Секвестр бюджета — вещь малопопулярная, и на масштабные сокращения власти никогда не пойдут. Более того, рост инфляции автоматически подразумевает их индексацию (пенсий и зарплат в госсекторе — ред.). Не стоит забывать, что, по Конституции, Россия — социальное государство. Поэтому думаю, что правительство и Банк России выберут альтернативный секвестру путь, то есть постараются компенсировать падение цен на нефть ослаблением рубля. Падение цен на нефть на 10 долл. уравновешивает бюджет ослаблением российского рубля против доллара США примерно на 7 руб. Конечно, девальвация обесценивает рубль. Но формально все обязательства властей будут выполнены. Это менее болезненный путь», — отмечает эксперт.

Читайте, что такое секвестр бюджета в нашей справке →

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах