К концу 2014 года Китай обгонит США и станет мировым лидером по объёму ВВП, рассчитанному по паритету покупательской способности (ППС). К такому выводу пришли эксперты Международного валютного фонда. По оценке МВФ, в этом году ВВП Поднебесной составит 17,6 трлн долларов, в то время как ВВП Штатов — лишь 17,4 трлн долларов. В 2015 году Китай сохранит пальму первенства с ВВП в 19,2 трлн долларов против ВВП американских 18,2 трлн.
Всё дело в методике
Существует несколько методик расчёта ВВП, одной из которых является расчёт по паритету покупательской способности. Модель ППС позволяет сравнить стоимость всех товаров и услуг, произведённых внутри страны. Согласно этой методике, ВВП рассчитывается из одинакового объёма денег, пересчитываемых по текущему курсу других валют, которыми можно оплатить одинаковое количество услуг и товаров в любом государстве.
Однако, по мнению ряда экономистов, расчёт ВВП по паритету покупательской способности не отражает в полной мере реального положения дел. Например, по номинальному расчёту ВВП Китая составляет 9 трлн долларов, а ВВП США — 17 трлн долларов. Разница почти в два раза.
«По расчётам МВФ, Китай может стать первой экономикой. Но значит ли это, что он станет экономикой номер один? Конечно, нет. Есть такое понятие, как «ВВП на душу населения». По этому показателю ВВП в России в два раза больше, чем в Китае. А если мы пересчитаем ВВП РФ, который номинально составляет два с небольшим триллиона долларов по паритету покупательской способности, то выйдет, что мы устойчиво обогнали экономику Германии. Если Китай может похвастаться по методологиям МВФ по ППС, что он обгонит США, то мы можем похвастаться, что мы больше, чем крупнейшая экономика еврозоны», — рассуждает преподаватель Института экономики естественных монополий РАНХиГС, экономист Владислав Гинько.
Слова эксперта о том, что по паритету покупательской способности Россия обгоняет «локомотив» еврозоны — Германию, подтверждают аналитики The Financial Times, которые, проанализировав доклад МВФ, пришли к выводу, что семь крупнейших развивающихся экономик обошли «большую семёрку» развитых государств. В альтернативную «семёрку», по подсчётам FT, вошли Россия, Индия, Бразилия, Мексика, Турция, Индонезия и Китай, суммарный объём ВВП по ППС которых составляет 37,8 трлн долларов. Суммарный объём ВВП «большой семёрки» (США, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Япония) составляет 34,5 трлн долларов.
«Мы видим, что Россия имеет большую экономику, чем Германия. И мы должны понимать, что добиться экономического роста можно, но всё зависит от того, какой ценой это можно сделать. Многие государства ради достижения этой цели набирают многомиллиардные кредиты. В этом плане РФ может даже похвастаться — по отношению к ВВП наши кредитные обязательства, включая даже бизнес, банки, долги населения, составляют порядка 700 млрд долларов. Если отнести к ВВП в 2 трлн, то это меньше половины, а если быть точным, это 40 %. Для сравнения, в Германии госдолг, без учёта долгов банков, организаций, частных лиц, составляет 78 %. Совершенно не сопоставимые вещи. Можно иметь экономику выше, чем российскую, по ППС и по номиналу, иметь большие обязательства, но в какой-то момент вас может сильно придавить, и вся финансовая система пойдёт в разнобой, потому что на погашение этих процентов будут выделяться огромные деньги», — объяснил Гинько АиФ.ru.
США vs Китай
В том случае, если КНР потеснит американскую экономику на мировой арене, произойдёт первая за 140 лет смена глобального экономического лидера. Впрочем, экспертам, опрошенным АиФ.ru, краткосрочные перспективы Поднебесной кажутся не очень радужными. Последние годы ВВП КНР замедляется — если в 2010 году экономический рост Китая составлял 10,4 %, то в 2011 он снизился до 9,2 %, в 2012-м — до 7,8 %, а в прошлом году — до 7,7 %. Вызывает опасения у экономистов госдолг КНР, в настоящее время он составляет 23 трлн долларов. Для сравнения, госдолг США — 17,6 трлн долларов. Стремительно растущая задолженность Китая — это расплата за ускоренный экономический рост, который совсем недавно выражался двузначными цифрами, а сейчас идёт на спад, и эксперты не исключают, что рост ВВП в 7,5 %, на который надеются китайские власти, получен не будет.
Начиная с 2000-х годов средняя зарплата в КНР выросла в 10 раз — с 50 долларов до 500 долларов. Это снижает конкурентную способность экономики Поднебесной. «Происходит сокращение между экспортом и импортом. Профицит внешней торговли сокращается. Более того, дважды бывали кварталы, когда выходило так, что вместо профицита традиционно экспортная экономика Китая даже имела дефицит внешней торговли. Это логично: если население богатеет, то соответственно увеличивается импорт, и он постепенно может съесть экспортные доходы. Для КНР это не очень хорошо, потому что им нужно погашать свой огромный госдолг, потому расширение экономики Китая — это жизненная необходимость в связи с необходимостью трудоустраивать огромное количество населения. И у Китая нет других вариантов развития, как увеличивать экономический рост, в отличие от России, где при не очень высокой безработице и феноменально низком госдолге 3 % к ВВП низкие темпы экономического роста совершенно не влияют на уровень жизни большинства населения. Потому что нам не нужно выделять огромные средства для погашения долгов перед международными кредитными организациями», — указывает Гинько.
На фоне сокращения профицита внешней торговли развитие китайской экономики будет буксовать и сокращаться. Эксперты признают, что Китай — главный конкурент американской экономики, но из-за всех неурядиц в Поднебесной в среднесрочной перспективе Пекин не обгонит Вашингтон, даже если ВВП США будет расти так, как сейчас по 1–2 %, а ВВП КНР — по 5–6 % в год.
«По прогнозам, которые, в частности, делал и мой институт, ещё лет 15–20 объём американской экономики, то есть производимый ВВП, будет первым в мире. <…> Если в Китае не случится каких-то катаклизмов, каких-то сбоев, то через 15–20 лет объём китайской экономики будет близок к объёму американской экономики в целом, не на душу населения. Если говорить об объёмах ВВП на душу населения, то здесь Китаю до Соединённых Штатов ещё не одно десятилетие надо развиваться, чтобы достичь этого уровня», — говорит замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.
Что позволяет США находиться на плаву? Повышенный интерес со стороны инвесторов, готовых вкладывать немалые деньги в американскую экономику. Если Китай продолжит работать так, как сейчас — заниматься производством, не развивая услуги, то догнать Америку будет ещё более проблематично.
«КНР не сможет вытеснить США из ЕС. Сотрудничество европейских и американских финансовых структур будет более сильным, чем европейских банков с китайскими. В финансовом секторе ЕС Китай не является лидером, больше всего Европа сотрудничает с США», — отмечает Гинько.
Но если доступ в Евросоюз Китаю осложняют конкуренты из США, то китайцам удалось взять под финансовый контроль Африку. В разные годы китайские инвесторы вкладывали миллиарды долларов в различные сектора африканских стран, начиная от сельского хозяйства и заканчивая производством руды и нефти.
«Эксперты, которые анализируют экономическое состояние Африки, утверждают, что развитые страны прошляпили этот момент. Они не отслеживали ситуацию, и вышло, что африканские страны попали в финансовую зависимость от китайских инвестиций — они им должны возвращать эти кредиты с процентами. Китай сильно закрепил себя в Африке. Африка — очень серьёзный источник сырья, и для Китая она была особенно интересна, поскольку он нуждается в различного рода ресурсах», — рассказывает Гинько.
Кстати, Гонтмахер не исключает, что в долгосрочной перспективе якорем мировой экономики могут стать несколько центров экономического развития, а США в таком случае будут только одним из игроков. «И им придётся считаться со всеми другими больше, чем сейчас. Но боюсь, что это проблема десятилетий», — подчёркивает экономист.