20 мая президент России Владимир Путин с официальным визитом посетит Китай. Глава государства неоднократно говорил о необходимости более активно развивать отношения с Востоком, а в условиях напряжённости в отношениях РФ и Запада к визиту президента приковано пристальное внимание. Действительно ли Россия разворачивается в сторону Азии и почему нашей стране полезно сотрудничать с Поднебесной — разобрался АиФ.ru.
Газовый прорыв
Главной интригой визита Владимира Путина в КНР является подписание крупнейшей сделки между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Ранее президент российской газовой монополии Алексей Миллер говорил, что РФ планирует заключить масштабный контракт о поставках в Поднебесную 38 млрд кубометров газа в год с возможностью увеличения до 60 млрд «кубов» с 2018 года. «Газпром» и CNPC еще в 2013 году подписали меморандум по проекту поставок российского топлива в КНР по восточному маршруту. Согласно документу, экспорт газа будет осуществляться по отводу от газопровода «Сила Сибири».
Правительство РФ возлагает большие надежды на то, что в рамках визита Путина в Поднебесную контракт наконец будет подписан. По словам замминистра энергетики Анатолия Яновского, степень готовности контракта составляет 98 %. То, что газовые договорённости почти готовы, подтвердил сегодня и глава государства. «В высокой степени готовности находятся договорённости об экспорте в Китай российского природного газа. Их реализация будет означать для России диверсификацию трубопроводных маршрутов поставок газа, а нашим китайским партнёрам позволит снизить остроту проблем энергодефицита и экологической безопасности за счёт использования «чистого» топлива», — сообщил Путин китайским журналистам.
«Недостающие» два процента, о которых на прошлой неделе говорил Яновский, это как раз вопрос цены, о которой Москва и Пекин не могут договориться почти 10 лет.
По данным источника «Известий» в «Газпроме», стоимость российского топлива для Поднебесной будет составлять 350–380 долларов за тысячу кубометров, то есть находиться «примерно на уровне среднеевропейской».
Китайцы известны своей неуступчивостью — они постараются любой ценой снизить цену на энергоресурсы. «Это основной принцип их торговой политики. Они так устроены и живут не одно десятилетие. Нам надо это учитывать и выстраивать переговоры таким образом, чтобы и свои интересы учитывать, мы это, кстати, тоже умеем неплохо делать», — подчёркивает советник Института современного развития Никита Масленников.
Практика показывает, что ценовые скидки Китай пытается сопроводить предоставлением кредитов на развитие территории, инфраструктуры, а также увеличением товарооборота. «Нам говорят примерно так: вы сегодня снижаете стоимость газа и начинаете его поставлять, а мы вам завтра предоставим некий финансовый ресурс для того, чтобы мы совместно куда-то двигались», — объясняет Масленников.
В свою очередь управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов не исключает, что «в часть оплаты топлива китайцы постараются предложить нам свои товары». «Странно будет, если они этого не сделают», — иронизирует эксперт. Впрочем, Хестанов не ожидает, что российские прилавки завалят китайским ширпотребом: «До тех пор, пока оплата сырья будет содержать какую-то долю бартера и пока денег достаточно много, это не страшно. Так или иначе, мы часть потребительских товаров закупаем у Китая, так лучше уж купить у более дружественного союзника, чем у менее дружественного», — подчеркивает он.
Тесное сотрудничество
В скором будущем Китай может стать ведущей экономикой мира, оставив далеко позади Евросоюз и даже США. Так, издание Financial Times ожидает, что Поднебесная отберет пальму первенства у Америки уже в этом году — к такому выводу журналисты пришли, проанализировав статистику Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ). Свою точку зрения издание подкрепляет следующими данными: в 2011 году США были крупнейшей мировой экономикой, Китай занимал вторую строчку. Согласно прогнозу МВФ, с 2011 по 2014 год ВВП КНР вырастет на 24 %, в то время как рост американской экономики за аналогичный период составит лишь 7,6 %. Таким образом, Поднебесная может обогнать Штаты уже в 2014 году.
Впрочем, даже если Китай не станет сильнейшей экономикой мира в ближайшие месяцы, он все равно будет глобальным лидером к 2019 году, как предсказывают большинство экономистов. Логично, что России выгодно выстраивать долгосрочные отношения с Поднебесной. Намерение развивать партнерство с КНР подтвердил и Путин. «В условиях турбулентности мировой экономики укрепление взаимовыгодных торгово-экономических связей и наращивание инвестиционных потоков между Россией и Китаем приобретает колоссальное значение. Это значимый фактор не только социально-экономического развития наших стран, но и вклад в стабилизацию всего глобального рынка», — заявил глава государства.
«Опираясь на китайскую точку опоры, мы можем и дальше уйти в Азию. Визит Владимира Путина должен оцениваться с точки зрения того, что он даст продвижение долгосрочных экономических интересов РФ», — считает Масленников.
Расширение экономических связей с КНР отнюдь не значит, что РФ будет гнать к нашим восточным соседям одни только энергоресурсы. По словам экспертов, сегодня России нужна экономика высоких переделов на основе нефти и газа: это и нефтепереработка, и нефтегазохимия, а также нефтехимия, без которой невозможно развитие национальной фармацевтики.
«Западная Сибирь и Дальний Восток — это территории опережающего развития. Там есть совместный проект нефтепереработки с Китаем, а это уже другой уровень экономики. Мы собираемся делать два нефтегазохимических кластера в Приморье, это тоже другая структура экспорта, которая очень востребована», — поясняет Масленников.
Существуют большие перспективы для обрабатывающей промышленности, машиностроения, судостроения, авиастроения и автомобилестроения, которые вполне могут развиваться на Дальнем Востоке. «Кроме того, напрашивается кластер по созданию, использованию и переработке биоресурсов моря, которые пользуются огромным спросом в азиатских регионах. Можно развивать и углехимию, и деревообрабатывающий кластер. <…> Просто гнать газ по трубе не очень-то выгодно, и китайцы, как это ни парадоксально, своей неуступчивостью усиливают перестройку нашей экономики в сторону развития отраслей перерабатывающих», — рассуждает эксперт.
Восток или Запад?
Понятно, что ухудшение отношений между Россией и Западом, а также угроза расширения санкций являются одним из факторов сближения РФ с Китаем. Но сказать о полном развороте нашей страны на Восток нельзя. Скорее, Россия навёрстывает упущенное и выравнивает свои позиции по всему периметру внешнеэкономических связей. «У нас есть перекос, дисбаланс в структуре наших внешних экономических связей. Нужно развивать восточное направление и искать точки пересечения взаимных долгосрочных интересов. Это стратегия диверсификации и экспорта, и экономики, которая просто необходима для уверенного развития. То, что сегодня приковано внимание к визиту Путина в Китай, понятно, потому что кто-то видит в этом действительно попытку захлопнуть дверь на Запад и открыть дверь на Восток, но это ошибочное мнение», — полагает Масленников.
Разворот на Восток является вполне логичным маневром, но этот процесс будет непростым и трудоёмким, подтверждает Хестанов. «В первую очередь, трудности будут чисто логистические, потому что изменить маршрут доставки нелегко, у нас транспортная газопроводная сеть ориентирована для экспорта на Запад. Во-вторых, в нынешней обстановке за восточные рынки придётся очень побороться, и эта борьба будет также непростой», — убежден экономист.
Кстати, объёмы топлива, которые Россия планирует поставлять в Китай, существенно меньше того потока, который идет из РФ в Евросоюз. В прошлом году страны ЕС закупили 125 млрд кубометров российского газа, в то время как максимальный объём экспорта в КНР вдвое меньше (60 млрд кубометров). Это лишний раз подтверждает, что Москва не меняет вектор на Восток.