Россия запретила ввоз молочной продукции с Украины, до этого были запреты на вина из Грузии, шпроты из Латвии. Ну, положим, без этого мы обойдёмся. Но вдруг завтра против нас введут санкции, и не увидим мы больше заграничные лекарства, машины, продукты. Чего у нас своего достаточно, а что везём только из-за границы? Сможем ли мы сами себя обеспечить всем необходимым?
Продовольствие
Когда будем есть своё?
Почти половина того, что мы едим, привезено из-за границы. Но ведь раньше мы могли себя обеспечить продуктами питания практически на 100%. Чего же нам сейчас для этого не хватает?
Николай Соин руководит сельхозпредприятием уже 40 лет. Потомственный крестьянин, он и детей своих приучил к земле — они тоже работают в этой отрасли. У него образцово-показательное фермерское хозяйство: он выращивает зерно, овощи с урожайностью на уровне ведущих мировых хозяйств. К тому же расположены его поля недалеко от лучшего рынка сбыта — около столицы, в Подмосковье. Но и у него постоянные проблемы с тем, где продать свою высококачественную продукцию. Кстати, по его данным, из зарегистрированных в той же Московской обл. 7 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств только 1,5 тысячи что-то производят. Прибыль получают немногим больше 700. Подобная ситуация по всей стране. Можно и нужно сделать так, чтобы заработали на земле и остальные! «В советские годы мы не знали, что такое «кидалово». Мы знали, сколько и почём продадим то, что вырастили. Сейчас мы даже предположить не можем, какая будет цена на нашу продукцию, — пояснил «АиФ» Николай Соин. — Скажем, в засушливом 2010 г. мы, производители, продавали картошку по 30 руб. за 1 кг. А в следующем году, когда все по зову чиновников кинулись её сажать, было перепроизводство и у нас картошку стали закупать чуть ли не за 3 рубля! Для потребителя же цена осталась неизменной. А разница — в карман перекупщику. Вроде бы есть кредиты — бери. Но и здесь проблема — банки сельское хозяйство бизнесом не считают. Это, мол, так, для души, нет гарантии прибыли.
Совсем мы забросили свою сельхознауку. Семена закупаем за границей. Химию, средства защиты — там же. Вот где нужно в первую очередь побороть зависимость от заграницы. А выращивать мы умеем и сможем прокормить страну — нам нужно лишь немного помочь».
Мнение эксперта
Вячеслав Телегин, председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов России:
— Плановое сельское хозяйство СССР было неплохим — оно показывало, что нужно стране, и крестьяне производили это. И сейчас мы полностью обеспечиваем себя зерном, мясом птицы, сахарной свёклой. Но в погоне за выгодой забываем обо всём. К примеру, хвалимся, что увеличиваем продажу зерна за границу. Своим же коровам доступного корма дать не можем — и поголовье сокращается. Поэтому всё больше закупаем импортные молочные продукты и говядину. За 5 лет при продуманных госвложениях мы сможем обеспечить страну своим продовольствием. Скажем, рост производства говядины при общем упадке в последние годы показывают семейные фермы. Так давайте помогать им. Тем более что всё мировое сельское хозяйство держится именно на мелких сельхозпроизводителях.
Лекарства
Как вылечим больных?
Ни одна страна мира, включая Россию, не может полностью обеспечить потребность в лекарствах за счёт внутренних ресурсов. В нормально существующем мире в этом нет необходимости. Другое дело, что лекарства — важный компонент социальной безопасности.
Поэтому на случай внештатных ситуаций (военные и международные конфликты, революции и т. д.) во многих странах, в том числе и в России, разработан Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов — в него входят лекарства, выпускаемые только отечественными производителями. В случае необходимости на базе этих предприятий можно будет развернуть крупномасштабное производство, которое полностью удовлетворит внутренний спрос.
У России есть определённое преимущество, которое позволяет отечественному фармпрому не чувствовать себя полностью зависимым от Европы и США. Заводы по производству лекарств крупнейшие мировые фармконцерны построили в Китае и Индии (эти страны главные поставщики активных субстанций — основы любого медпрепарата). С этими странами у России хорошие отношения. Поэтому срывы Западом поставок лекарств нам не так страшны.
Мнение эксперта
Давид Мелик-Гусейнов, эксперт фармрынка, директор Центра социальной экономики:
— После развала СССР отечественный фармпром не просто откатился назад — по сути, он начал строиться заново на пустом месте. Во времена существования соцлагеря наша страна специализировалась лишь на производстве некоторых активных субстанций, а заводы по производству лекарственных форм были построены на дружественных территориях (в Польше, Венгрии и др.). После развала блока восточноевропейских государств они остались на чужой территории, а субстанции производители стали закупать по более выгодным ценам в странах Юго-Восточной Азии. России пришлось начинать с нуля. За эти годы произошёл прорыв. Сейчас специалисты — и западные, и отечественные — отмечают стабильный рост российского фармрынка.
Транспорт
На чём поедем и полетим?
Россия может обеспечить себя автомобилями. А вот самолётами и кораблями — нет...
История «смерти» российских инноваций в области автопрома одним «Ё-мобилем» не ограничивается. Компания «Marussia Motors» чуть ли не в один день с амбициозным проектом М. Прохорова объявила о прекращении деятельности. Это лишний раз доказывает, что без участия государства ни одна идея не выживет, считают эксперты. «Случись что, АвтоВАЗ сможет вернуть производство тех моделей «Жигулей», которые на 99% состоят из отечественных комплектующих. Правда, комфортом придётся пожертвовать, — говорит Сергей Асланян, автомобильный эксперт. — Грузовики, бороздящие просторы страны, и так почти полностью свои. Даже с производством автобусов мы можем справиться».
Чего не скажешь о самолётах. Почти на 100% парк состоит из иностранных лайнеров. Амбициозный проект «Суперджет» пока проигрывает им.
Плыть тоже не на чем. «Туристические корабли мы и в советское время не производили, и сейчас не строим», — говорит Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. Новые суда не приобретаются — денег нет, нужны госвливания.
Мнение эксперта
Михаил Брячак, 1-й зампред Комитета ГД по транспорту:
— С такими партнёрами, как Китай, Бразилия, Индия, высокотехнологические транспортные отрасли всё равно будут развиваться. Конечно, переориентация наших производителей потребовала бы немало времени и каких-то затрат, но транспортная отрасль всё равно бы выжила. Другое дело, я уверен: на экономические санкции Запад не пойдёт — зачем же ему наносить убытки самому себе? При капитализме так не принято — убытки всегда стараются списать на других.
Одежда и обувь
Чем наготу прикроем?
Один из лидеров отечественного рынка одежды компания «Глория Джинс» выросла из кооператива, который первым в стране в 1988 г. начал производить джинсы на законных основаниях.
«Россия сама в достаточном объёме производить продукцию лёгкой промышленности не сможет, — говорит гендиректор компании В. Мельников. — Для роста отрасли должна быть инфраструктура: построены дороги, проведено электричество и проч. Это частные предприятия сами не выстроят». Недостаточно развиты также рынки сырья и сбыта продукции.
Мнение эксперта
Андрей Разбродин, президент Союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности:
— Легпром в 2013 г. один из немногих показал прирост — почти 5%. Но государству нужно активнее бороться с контрафактом и контрабандой и озаботиться вопросом компенсации потерь от вступления России в ВТО.
Техника
Как позвоним?
У нас есть чем заменить айфоны и другие гаджеты. О планах создания российского смартфона было объявлено в августе 2010 г.
В 2013 г. российский смартфон, получивший название YotaPhone («Йотафон»), победил на Международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе. В декабре он поступил в продажу в России и некоторых странах Европы. За первые три недели было продано более 10 тыс. «трубок». А в марте YotaPhone начали продавать в -Великобритании.
Мнение эксперта
Антон Гуськов, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники:
— 85% крупной бытовой техники (холодильники, стиральные машины), которая продаётся в России, у нас же и производится — в основном на заводах международных компаний. Отечественных марок у нас мало, и то в них используются зарубежные детали. Мелкая бытовая техника и гаджеты — все импортные.
Материалы подготовили: Иван Бородин, Екатерина Донских, Полина Иванушкина, Индира Кодзасова, Ирина Малина, Дмитрий Писаренко, Мария Позднякова, Лидия Юдина