С начала года инфляция в России набрала уже 2 %. Глава Банка России Эльвира Набиуллина ожидает, что рост цен в стране составит 5–5,5 %, однако министр финансов Антон Силуанов признаёт такой прогноз трудновыполнимым.
«Можно сказать, что около 6 % — наше предположение об уровне инфляции в текущем году», — сообщил глава Минфина.
По оценке министра экономического развития Алексея Улюкаева, к середине года инфляция достигнет отметки в 7 % в годовом исчислении. Затем, во втором полугодии, рост цен пойдёт на спад, уверен глава МЭР.
Эксперты, опрошенные АиФ.ru, сомневаются, что властям удастся удержать темпы роста инфляции даже на уровне 6 %.
Дело в рубле
Уровень инфляции в этом году, помимо всего прочего, будет зависеть от курса рубля, отмечает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова.
Шанс сдержать рост цен в рамках прогноза усложняется нестабильностью курса рубля — с начала года российская валюта по отношению к доллару и евро ослабела примерно на 10 %. В феврале Минэкономразвития прогнозировало, что девальвация российской валюты выльется в 0,4–0,5 процентного пункта инфляции. На прошлой неделе замминистра экономики Андрей Клепач признал, что влияние обесценивания нацвалюты на рост цен недооценено.
«Снижение курса российской валюты на 1 рубль даёт прибавку к инфляции 0,1 %. Соответственно, если дальнейшего ослабления рубля не будет, то цены вырастут приблизительно на 6–7 %. Этот сценарий развития событий на текущий момент наиболее вероятен», — объяснила Желаннова корреспонденту АиФ.ru.
В настоящее время курс рубля начинает постепенно отыгрываться — накануне российская валюта укрепилась на 5 % по сравнению с рекордным минимумом, установленным в середине марта. Серьёзный рост рубля позволит сдержать растущую динамику цен, уверены эксперты.
Если ослабление рубля всё же продолжится, инфляция может оказаться выше ожиданий экспертов. Впрочем, реализация такого сценария маловероятна, поскольку Банк России не планирует сдвигать сроки перехода к мерам по контролю за инфляцией и плавающему курсообразованию, подчёркивает Желаннова.
Аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян сомневается, что власти смогут удержать рост цен на прогнозируемом уровне. Однако эксперт видит другие причины для увеличения инфляционных рисков.
«Дело в том, что российская экономика монополизирована. Единственное, что можно сделать — это установить фиксированные тарифы для всех монополий. По сути, сейчас цены растут по воле всего нескольких компаний, которые возмещают собственные потери от падения рыночной стоимости за счёт повышения тарифов», — полагает эксперт.
В зоне риска — импорт
По данным Центра развития Высшей школы экономики, объём импортной продукции в товарообороте российских розничных сетей постепенно снижается. Если в докризисный 2008 год 47 % ассортимента в отечественных магазинах приходилось на иностранные товары, то в последние годы этот показатель опустился до 44 %. Между тем доля продовольственного импорта в РФ составляет 13,6 %, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы.
Вероятность того, что курсы иностранной валюты вернутся на прошлогодний уровень, практически равна нулю, поэтому эксперты уверены, что спрос на импортные товары может снизиться. «Тем, кто держит свои средства в рублях, придётся платить за товар или услугу, которая в начале года стоила 100 долларов, уже не 3300, а 3500 рублей, что в более крупных масштабах уже довольно ощутимо», — рассуждает финансовый аналитик Lionstone Investment Services Александр Гришанов.
Товары, произведённые в России, также будут дорожать, пусть и не такими высокими темпами, как импортные. Дело в том, что большая часть отечественной продукции произведена из сырья или при помощи комплектующих, купленных за границей.
«Основной эффект девальвации на продовольственные товары мы ощутим в апреле. Пока она лишь в небольшой степени повлияла на продовольственные товары, несмотря на ускорение темпов роста цен в марте, которое связано с неблагоприятной для нас ситуацией на мировом рынке продовольствия и с сезонными факторами. <…>Мой прогноз 6–7,5 %. Если ситуация на продовольственном рынке улучшится, то мы уложимся в 6–6,5 %», — резюмирует Тамара Касьянова, первый вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров».