По словам руководителя одного из таких ведомств: «Против республики идёт настоящая электронная война, целью которой стоит подрыв власти на Северном Кавказе» («АиФ — Адыгея» № 32, 6 — 12 августа 2014 г.). Но вдруг случился скандал, который полностью подтвердил и нашу журналистскую версию — заказчики из бывшей республиканской власти готовы дорого платить, чтобы дискредитировать власть нынешнюю. По сути, они начали в Адыгее свою предвыборную кампанию за пост главы РА до срока.
Аванс не гонорар
Очередной скандал разразился в октябре на электронном сайте «За Краснодар», который стал главным рупором противостояния. В соцсети появилось письмо журналиста и ответ на него собственно заказчиков, со всеми ссылками и аудиозаписью разговоров.
Журналист обвинил тех, кто договаривался с ним по поводу платной публикации с заранее оговорённым набором фактов, в нарушении его авторских прав: «Я автор этого текста... Ещё раз уведомляю вас о том, что разрешение на публикацию этой статьи я вам не давал и её текст вам не пересылал. Статья предназначалась для публикации в федеральных СМИ, и в нынешнем виде к публикации на вашем сайте не готова».
Как следует из аудиозаписи, статью разместили на сайте без разрешения автора. Журналист разговаривает с женщиной по имени Люда, пытаясь выяснить, как статья попала в соцсети. На претензии абонент «Люда» отвечает (цитируем): «...Человек заплатил деньги. И немалые. А за что? За то, что уже ситуация изменилась, и эта статья уже скоро никому не будет нужна?». Из разговора выясняется, что журналист получил вместе с заказом аванс в 50 тыс. рублей за размещение статьи в федеральных газетах, причём статья имеет несколько иной вид от варианта, приведённого на сайте. И деньги на оплату собирали вовсе не «простые жители, уставшие от произвола, страха и мучений».
Дальше из аудиозаписи следует, что «человек», как говорит журналист, «заплатил за целую информационную акцию на федеральном уровне — телевидение, газеты, правильно?». За этим следует ответ Людмилы: «Ну, что ты смеёшься, за 50 тысяч — телевидение, газеты и так далее?». Но журналист поясняет: «Был разговор о том, что я еду в телекомпанию РенТВ, НТВ, договариваюсь с людьми». То есть аванс он получил за сбор материала, написание своей статьи и переговоры с известными информагентствами в Москве.
Закон и сила
Статья, по поводу которой разгорелся скандал, появилась в соцсети 27 апреля 2014 г. В ней идёт речь о том, почему развалился бизнес коммерческой компании «Время», частью которой являлся Адыгейский рисозавод, и с чьей помощью возникли проблемы у руководителя майкопской строительной фирмы «Куваев». Суть в том, что опубликованные в статье факты кардинально отличаются от материалов следствия и комментариев прокуратуры РА.
— На самом деле адвокат Людмила Александрова, которая в аудиозаписи говорит о том, что была посредником в заказе журналистской работы, раньше уже имела неприятности с судом в Краснодаре — была признана виновной в клевете, — пояснил источник в одной из республиканских правоохранительных структур.
Адвокат Александрова фигурирует во всех уголовных делах, проходивших через суды Адыгеи в последние два года, которые становились резонансными, благодаря «раскрутке» всё того же сайта «За Краснодар». Она же является защитником экс-главбуха Майкопского технологического университета Заремы Хаджироковой. К слову, 10 октября 2014 г. Майкопский горсуд вынес Хаджироковой второй приговор. По второму уголовному делу суд признал её виновной в организации мошеннической схемы, в результате которой 398 тыс. руб. поступили на счёт фирмы её отца, хотя фирма никаких работ не выполняла. К первому наказанию — за хищение 21,5 млн руб. из бюджетных и внебюджетных средств вуза — Хаджирокову осудили к 3,5 годам условного срока. Теперь суд вынес новое решение, приплюсовав к первому сроку новый. По совокупности вышло 4,5 года реального наказания в колонии.
С начала 2014 г. именно Хаджирокова стала «единственным борцом с коррупцией» в Адыгее — всё в тех же краснодарских соцсетях. Но чтобы доказать, что в республике все правоохранительные структуры коррумпированы, одной Хаджироковой мало. Требуются другие более серьёзные фигуры в реальном бизнесе. И не местечковый, а федеральный уровень «пиара», который, полагают заказчики, можно купить.
«Я понимаю, если бы ты эту статью разместил в своей газете, это была бы фишка. Ты не думал о том, что ты мой авторитет поставил под сомнение? Мне говорят, это я человека привела», — говорит Люда.
Выходит, тот, кто платил, засомневался — вдруг посредники «распилили» его денежки, потому и не прошла акция по дискредитации на федеральные каналы?
Журналист в разговоре напоминает адвокату, что речь шла о размещении материалов на правах рекламы: «Мы же об этом втроём говорили, при тебе разговор этот шёл»...
Непосредственные заказчики электронных «войн» умеют считать деньги. Поэтому аудиозапись разговора и появилась в соцсети. Возможно, в ситуации, когда журналист обвинил администрацию сайта в нарушении его авторских прав, адвокат, выступавшая посредником сделки, предприняла попытку оправдаться перед заказчиком? В аудиозаписи она по сути признаёт, что аванс уплачен за «халтуру на предвыборной ниве».