Премьер в восхищении
Историческое для российского авиастроения событие произошло 8 июня в Иркутске. На Иркутском авиазаводе состоялась выкатка нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
В презентации авилайнера принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев.
«Круто, что тут можно сказать!», — восхищенно заявил глава правительства, когда первый МС-21 предстал перед глазами публики, собравшейся на официальное мероприятие.
«Новые проекты в авиастроении, по понятным причинам, дело совсем недешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется „высшая лига“. И мы ни в коем случае не должны из этой „высшей лиги“ исчезнуть», — приводит слова Медведева ТАСС.
«Мы сегодня впервые видим МС-21 — один из самых современных в мире лайнеров, пассажирский самолет 21 века, и мы очень гордимся тем, что он создан нашим авиастроением», — продолжил премьер, — «Это огромная победа авиастроителей корпорации „Иркут“, наших ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Вашими руками при определенной поддержке государства создается современное российское авиастроение, которое поддерживает нашу страну, нашу экономику».
Презентация нового пассажирского самолёта МС-21 в Иркутске
Презентация нового пассажирского самолёта МС-21 в Иркутске
Первый полет ожидается в декабре 2016-го
«Теперь начинается комплекс испытаний — в ЦАГИ в Жуковском и здесь — над Байкалом. Первый вылет — по технической готовности», — написал на своей странице в Facebook вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Президент компании-разработчика МС-21 — корпорации «Иркут» — Олег Демченко в ходе презентации самолета отметил, что несколько лет назад было решено сделать самолет, который займет достойное место на мировом авиарынке. Демченко выразил уверенность, что МС-21 будет лучшим в своем классе.
Первый полет МС-21-300 запланирован на декабрь 2016 — февраль 2017 года. Получение отечественного сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов ожидается в конце 2018 года.
В настоящее время корпорация «Иркут» сформировала стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21. Среди первых заказчиков новинки российского авиастроения компания «Аэрофлот», а также «Азербайджанские авиалинии».
В перспективе производители рассчитывают на то, что заказы на МС-21 будут исчисляться тысячами, поскольку, как заявлено, лайнер значительно превосходит другие аналоги в своем семействе.
Победитель тендера 2002 года
МС-21 — это первый ближне-среднемагистральный самолет, разработанный в России в постсоветский период. Как и подавляющее большинство современных отечественных новинок, этот проект имеет очень непростую историю.
В 2002 году в рамках реализации федеральной программы развития гражданской авиации на период до 2015 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта. На тендер были представлены три проекта: Ил-214 (ОКБ Ильюшина), Ту-234 (ОКБ Туполева) и МС-21 (Совместный проект ОАО «Иркут» и ОКБ Яковлева). В основе проекта МС-21 лежала модель самолета Як-242, разработанная в ОКБ Яковлева еще в 1993 году, и представлявшая собой глубоко модернизированную модель самолета Як-42, эксплуатация которого началась еще в 1980 году.
Нужно заметить, что модель Як-42 была последним реализованным проектом гражданского самолета ОКБ Яковлева, и к моменту тендера, в отличие от своих конкурентов, «фирма Яковлева» имела 20-летнюю «творческую паузу».
Тем не менее, победителем тендера и обладателем 150 миллионов долларов из госбюджета стал именно проект МС-21.
В последующие годы в МС-21 были внесены существенные изменения — к ним приложило руку ОКБ Ильюшина, которое, однако, затем покинуло проект.
Самолет МС-21 (Магистральный самолет 21-го века), по задумке разработчиков, должен заменить устаревшие советские модели, в первую очередь, Ту-154, а также потеснить зарубежные А-320 и «Боинг-737». МС-21 в различных модификациях вместе с лайнером «Sukhoi Superjet-100» в перспективе должен составить до 80 процентов всего парка самолетов гражданской авиации России.
Контракты на МС-21 принимаются с 2010 года
Очень долго шла борьба концепций — создавать ли максимально отечественный самолет с российскими двигателями, либо отдать предпочтение кооперации со странами дальнего зарубежья.
В итоге к практической реализации проекта перешли лишь к концу первого десятилетия XXI века.
Первые контракты на поставку МС-21 стали заключаться еще в 2010 году со сроками поставки в 2016-2020 годах.
Летом 2013 года вице-президент компании «Иркут» по маркетингу и продажам Кирилл Будаев заявлял, что фирма рассчитывает выпустить примерно 1080 самолетов МС-21 до 2035 года.
В начале 2014 года на Иркутском авиазаводе началось изготовление первых трех самолетов МС-21, предназначенных для статических и летных испытаний. Машины представляют собой базовую модель МС-21-300. 31 июля 2014 года пресс-служба ЦАГИ имени Жуковского сообщила о завершении первого этапа испытаний крупномасштабной модели самолета МС-21.
Летом 2014 года сайт корпорации «Иркут» бодро сообщал, что первый опытный полет МС-21 по плану должен состояться в 2014 году, а в 2016 году лайнер будет принят в эксплуатацию.
Сайт Объединенной авиастроительной корпорации в том же 2014 году сообщал, что сертификация и начало эксплуатации авиалайнера намечено на 2016 год. При этом первый серийный МС-21 по плану должен был быть выпущен в 2017 году.
Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, посещая осенью 2013 года Иркутский авиазавод, сообщил, что первый опытный образец МС-21 сойдет с конвейера летом 2015 года. По тогдашним словам вице-премьера, летные испытания МС-21 должны были пройти в 2015-2016 годах. Начало серийного производства Рогозин сдвинул на 2020 год.
Тогда же, кстати, Рогозин заявлял, что в серийное производство лайнер пойдет под именем Як-242. Но теперь, судя по всему, от этой идеи отказались, и МС-21 сохранит нынешнее имя.
Движемся вперед. Но очень медленно
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявлял, что общий объем инвестиций в программу создания МС-21 составляет около 100 миллиардов рублей, из которых 80 процентов средства государства, а 20 процентов — средства корпорации.
То, что МС-21, наконец, официально представлен в виде опытного образца — это, безусловно, здорово. Потому что любое движение вперед лучше, чем топтание на месте или полная деградация. Любителям поиронизировать следует посмотреть на соседей с Украины, где глава государства на полном серьезе заявляет как о победе украинского авиапрома о полете единственного экземпляра построенного еще в Советского Союзе самолета Ан-225 «Мрия».
Но и впадать в эйфорию тоже не стоит. Очевидно, что темпы осуществления проекта МС-21 не идут ни в какое сравнение с теми, что были во времена СССР.
Разработка Ту-154, на смену которому должен прийти МС-21, началась в 1963 году, а первый полет новый лайнер совершил в 1968 году. Серийное производство самолета началось в 1970 году, а первый регулярный рейс с пассажирами состоялся в феврале 1972 года.
У нас, конечно, нынче не проклятый «совок» с его плановой экономикой, где за срывы сроков производства авиатехники люди лишались должностей и партбилетов, а в более суровые времена и головы. Но все-таки хочется пожелать, чтобы темпы движения вперед в отечественном авиапроме росли. Иначе угнаться за научно-техническим прогрессом не получится.
Sukhoi Superjet 100: потихоньку строят, потихоньку летают
Что касается первой новинки российского гражданского авиапрома ближнемагистрального лайнера Sukhoi Superjet 100, то его производство и эксплуатация продолжается. К настоящему времени 105 самолетов, из которых 86 переданы заказчикам. Из этих 86 самолетов 79 в настоящее время находятся в эксплуатации. Больше всего «СухихСуперджетов» летает в «Аэрофлоте» (27 самолетов) и мексиканской компании Interjet (21 самолет).
Тут, правда, лучше не вспоминать о том, что согласно производственной программе ОАК 2007 года, до 2013 года планировалось выпустить 236 самолётов SSJ100.
Но, опять-таки, повторим: любое движение вперед есть благо.
И все-таки выразим надежду, что проект МС-21 с 8 июня 2016 года станет двигаться вперед значительно быстрее, а слово «Круто» по отношению к нему не будет выглядеть щедрым авансом на будущее.