QR-кодами - это специальные знакми, сфотографировав которые с помощью телефона или планшетного компьютера, покупатель сможет увидеть на своём устройстве информацию о продукте - дату и место улова и проч. Вот только потребителю это чем поможет?
Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей
Идея, конечно, хорошая. Но в реалиях нашей страны она вряд ли кардинально поменяет ситуацию. Для того чтобы рыбный рынок, наполненный фальсификатом, «очистился», необходим целый комплекс мер. Потребители в этом сегменте абсолютно незащищены.
У нас рыба в огромных количествах продаётся в «обесшкуренном» виде - как филе. И что это на самом деле - окунь или минтай, покупатель никогда не догадается. Даже самый опытный эксперт не сможет понять, что за куски лежат перед ним на прилавке! Более того, экспертных методик по определению вида рыбы не существует.
Единственное, что можно сделать, чтобы понять, врёт продавец или нет, - провести генетический анализ тушки. Поэтому продажа дешёвых сортов рыбы под видом дорогих - обычная практика. Не говоря уже о разного рода манипуляциях - получении красного оттенка с помощью химических красителей, обкалывании фосфатами для увеличения веса и проч.
Так что введение QR-кода этих вопросов не решит. Производитель может вбить в программу информацию, которая ему выгодна. При этом он не несёт никакой ответственности за введение потребителя в заблуждение. Максимум, что ему грозит, - штраф в 10-15 тыс. руб.
Да и те стребовать крайне сложно, учитывая, что Роспотребнадзор может устраивать проверки не чаще чем раз в три месяца.
Система государственного контроля за качеством продуктов питания полностью разрушена.
Потребители не смогут сами себя защитить, даже если их всех снабдить планшетниками и телефонами с камерой. Это не изменит факта: конкурентное преимущество в нашей стране остаётся за недобросовестными производителями.