Примерное время чтения: 6 минут
369

Чиновники решили «спасти» Россию от врачей-недоучек и инженеров-троечников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Рухнет ли рубль «ниже плинтуса»? 28/09/2011

Реакцию большинства на такую информацию угадать несложно: «И эти люди будут строить самолёты? Так вот почему они падают!» Видимо, из таких примерно соображений исходили и чиновники министерства, когда решили оградить общество от врачей, учителей и инженеров-недоучек, предложив сократить бюджетные места в вузы, набравшие уж очень много «отсталых» студентов. Но, как выяснил «АиФ», не всё так однозначно.

Не за профессией?

Опрос

Уровень российского образования по сравнению с западным...

■ Ниже — 44% (1044 голоса).

■ Выше — 20% (486 голосов).

■ Примерно одинаковый — 18% (435 голосов).

■ Понятия не имею — 18% (435 голосов).

Всего голосов: 2400.

— Сегодня большинство детей идут в вуз вовсе не за профессией, а за... образованием как таковым. А в случае с мальчиками часто — чтобы получить отсрочку от армии, — говорит Кирилл Митрофанов, кандидат педагогических наук, руководитель Центра независимой оценки качества образования Федерального института развития образования. — И думать, что несколько лет спустя обладатели плохих баллов по ЕГЭ будут нас плохо лечить или учить, неправильно.

Классическая схема 2-3-летней давности: в учителя идут в результате двойного-тройного отрицательного отбора. Не поступил на экономический или юридический — пришлось идти в педагогический. Но это слишком упрощённо. Ведь недоучки учителями не становятся. В первые два года из школы отсеиваются 75% преподавателей! Самые плохие попросту не выдерживают нагрузки. Конечно, в этот процент попадают нередко и самые лучшие — они уходят в другие сферы, где их труд будет лучше оплачен. В школе же остаются твёрдые «хорошисты». Это данные исследований по многим регионам. То же самое с врачами и инженерами. Раньше 20% выпускников школ шли в вузы. Это были лучшие, они задавали уровень. Сейчас в вузы идут почти все. Высшее образование стало практически всеобщим (по этому показателю наша страна занимает одно из первых мест в мире). При этом 15-20% людей получают второе высшее. Так что хороших специалистов меньше тех же 20% не стало.

Поддерживать!

Просто сокращать бюджетные места не надо. Рынок, конкуренция сами определят, кто выживет, а кто останется. Если есть спрос, потребность в высшем образовании — зачем перекрывать дорогу? Олег Смолин, зампред Комитета Госдумы по образованию, убеждён, что вузы, куда пришли студенты с самыми низкими оценками, нужно не гнобить, а, наоборот, поддержать. Ведь они готовят тех специалистов, которые сегодня необходимы экономике. О том, что нам нужно больше инженеров, а не юристов и экономистов, в последнее время постоянно говорит чиновникам от образования и президент Д. Медведев.

— Низкие результаты ЕГЭ характерны, как правило, для тех, кто поступает в технические, педагогические, сельскохозяйственные вузы, — говорит О. Смолин. — Тому есть несколько объяснений. Во-первых, статус педагогов, тружеников села занижен. Причём не самими вузами, а отсутствием государственной политики на повышение престижа этих профессий, низкими зарплатами. Во-вторых, по естественным и математическим предметам труднее получить высокие баллы. Если сократить бюджетные места в вузах, которые готовят таких специалистов, получится двойное наказание: сначала «опустили» престиж профессии, а потом отняли места. С такой модернизацией мы пойдём не в век нанотехнологий, а в каменный век.

Максимальные баллы ЕГЭ по вузам, подведомственным Минобрнауки
Наименование ВУЗа Ср. балл ЕГЭ
Московский физико-технический институт 90,2
Московский государственный лингвистический университет 82,2
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова 80,3
Минимальные баллы ЕГЭ по вузам, подведомственным Минобрнауки
Ангарская государственная техническая академия 49,3
Грозненский государственный нефтяной институт им. М. Д. Миллионщикова 49,2
Санкт-Петербургский институт машиностроения 47,6
Недобрали студентов
Наименование ВУЗа Число мест
Московский государственный текстильный университет им. А. Н. Косыгина 148
Курганский госуниверситет 144
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет 71
По данным Минобрнауки России

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (54)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах