В каждом коллективе существуют свои негласные «рабочие» традиции, как-то: поругивать начальство, подшучивать над секретаршей, выходить на перекур ровно в 12 часов и проч. Но кое-что, как оказалось, объединяет практически всех работающих россиян вне зависимости от их сферы занятости и должности: абсолютное большинство (85%) готовы приворовывать у своего работодателя либо уже проделывали это и не раз.
Пират страшнее вора
Как ни велик соблазн свалить такое «общероссийское» пристрастие к воровству на особенности загадочной русской души, статистика утверждает, что национальный характер здесь вовсе ни при чём. Воруют все, всё и везде — просто в странах, где больше развит малый бизнес, естественно, ниже и уровень воровства. Потому что кто же будет тащить сам у себя?
А так мы ничуть не хуже, например, британцев, у которых процент потенциальных воришек почти такой же, как у нас. В
Примечательно, что гораздо более нечестными люди признали такие поступки, как: промолчать, если продавец по ошибке выдал вам больше сдачи (37% опрошенных заявили, что так делать нельзя); смотреть пиратские DVD (49% никогда бы так не поступили); отламывать стебли от цветной капусты перед взвешиванием (42% решительно против) и, наконец, скачивать музыку в Интернете бесплатно (58%). Видимо, покушение на авторские права кажется британцам гораздо более возмутительным, чем на корпоративную собственность.
И всё-таки преступление
Такую зависимость учёные объясняют особенностями нашей психологии: мол, мы вообще склонны более терпимо относиться к преступлениям против крупных безликих организаций, нежели против конкретной личности или группы людей. Кто-то даже считает, что собирает своеобразную «дань» со своего предприятия — за маленькую зарплату, отсутствие соцпакета и т.п.; в любом случае, в народном сознании воровать нельзя у коллег, а вот у «конторы» — можно и иногда даже нужно. Лишь 15% участников опроса, проведённого AIF.RU, заявили, что никогда не посягали на корпоративную собственность; ещё 14% признались, что не совершали краж, но сделали бы это при первой же возможности. Остальные 71% не отрицают того, что когда-либо воровали, однако абсолютное большинство (49%) не замахнулись более, чем на канцелярские товары и прочую мелочь. На удивление малая доля опрошенных (3%) выносили с работы продукты питания, ещё 8% умудрились отхватить какую-то технику, ну а одной десятой россиян доводилось «накладывать руки» на товары со складов.
Кстати, именно такой вид хищения чаще всего становится причиной крупных убытков для работодателя. Согласно исследованию рекрутингового портала Superjob, в прошлом году 16% российских компаний понесли ощутимый ущерб в результате внутреннего воровства, причём, как отмечали респонденты, это было именно «воровство товара с торговой точки». Кроме того, один из участников опроса заявил, что «часто воруют экспедиторы и кладовщики»; что, в общем-то, и не удивительно, учитывая их полномочия ис тепень доступа к товару.
А наказание?
На вопрос о том, какие меры были приняты после выявления факта воровства, большинство работодателей ответили «увольнение». Всего 58% компаний предпочитают расставаться с сотрудником, если тот был пойман на краже; при этом одни позволяют ему «уйти по собственному желанию», а другие дополнительно наказывают, лишая выходного пособия. В любом случае, и тем и другим крайне редко удаётся получить украденное назад.
Кстати, даже если кража оборачивается уголовным делом или доходит до суда (так происходит в 25% случаев), виновник может получить тюремный срок — но компенсацию с него всё равно не взыщут. «Подали в суд, суд выиграли, денег не получили, так как по документам у сотрудника ничего не было...» — рассказал свою историю один из опрошенных. Согласно исследованию, только 15% пострадавших компаний смогли хоть как-то возместить свой ущерб; например, «в соответствии с ТК удерживали недостачу из заработной платы» или «сотрудник работал до момента полного покрытия убытков».
Ещё 12% предприятий не смогли продвинуться дальше заявления в милицию, но в итоге «результат был нулевой». 10% решили наказать вора штрафом, выговором или лишением премии, и только 12% попытались извлечь из ситуации хоть какую-то пользу и приняли меры по предотвращению краж. «Доработка локальных нормативных актов и ужесточение контроля над процессом заключения договоров с контрагентами», — так сформулировал произошедшие в компании изменения один из респондентов. «Проведена реорганизация предприятия», «Усилен контроль над информационной безопасностью»; «Были установлены видеокамеры, организована пропускная система», — сообщили другие. Согласно комментарию ещё одного участника опроса, после случая воровства в компанию «стали принимать на работу водителей бензовоза исключительно с пропиской в городе, в котором работаем, и чтобы это был семейный человек с квартирой в собственности».
Насколько действенными оказались эти меры, знают, видимо, только сотрудники и руководство данных фирм. Может, там они и помогли, только вот, как сказал один из участников исследования, «По мелочи тащат всё!». Тащат, тащили и будут тащить. Вне зависимости от прописки, наличия квартиры или семейного положения.