Георгий Бовт, политолог:
В СССР бармен даже в самом противном пивбаре тоже зарабатывал много больше, чем инженер или учитель. Напомню: та экономика рухнула, раздавив великую страну... Неужели снова те же грабли?
Дефицит «мальчиков»
Ожидается, что к концу этого полугодия за одного бармена будут бороться минимум 7 работодателей, готовых платить ему от 25 тыс. руб. А вот архитекторы, педагоги, инженеры, похоже, больше никому не нужны — их от 25 до 34 претендентов на одну вакансию. Причём работодатели обещают через интернет-вербовщиков платить инженеру-строителю и инженеру на производстве не более 20 тыс. руб., помощнику бухгалтера в банке вообще дают в среднем 19 тыс., и только архитектор может претендовать на те же 25 тыс., что и бармен. Почему же за вакансии, где требуется серьёзное образование, платят меньше и конкуренция обостряется, а дефицит «мальчиков за стойкой» только крепчает? Видимо, потому, что выход из кризиса в России отмечается прежде всего резким ростом числа распивочных при одновременной «заморозке», если не сокращении, рабочих мест в образовании, строительстве и на производстве. Привет агитаторам за модернизацию! Кстати, победа барменов над инженерами этой осенью заставляет вспомнить годы советского застоя — ведь состояние рынка труда всегда точно отражает состояние экономики в государстве. Можно много говорить об успехах в деле наращивания ВВП, оживлении промпроизводства и грядущем вот-вот инновационном прорыве. Однако инженер или педагог буквально на своей шкуре ощущают, что их профессии всё менее востребованы. Поэтому люди не советуют детям идти учиться на инженеров. Вот и прошедшее лето показало, что туда идут в лучшем случае закоренелые троечники и их берут в некогда престижные вузы так же охотно, как барменов — в общепит.
И здесь мы имеем дело вовсе не с мелким мошенничеством, когда под обещание работы у человека выманивают его деньги. Речь идёт уже о лжи государственного масштаба. Который год декларируется с высоких трибун всякий раз новая политика ухода от сырьевой экономики. Который год объявляется, что стране нужны квалифицированные производственники, финансисты, учёные, педагоги, называются громадные суммы, выделенные из казны на развитие «прорывных производств»... А работы для специалистов всё меньше. Значит, что-то неправильно. Люди это «что-то» хорошо чувствуют. Их ощущения фиксирует статистика: уверенность в завтрашнем дне у россиян падает (с мая по август снижение на 4%). Для сравнения: в еврозоне за тот же период этот показатель улучшился на 6%. Это значит, что россияне без уверенности смотрят в ближайшее будущее. И лидируют в мире по ожиданиям потерять работу.
«Социальный лифт» сломан?
Интересны и свежие данные европейского социального исследования (ESS). Россия там заняла последнее,