Слышал, что Великая депрессия отбросила США на 30 лет назад. На сколько лет назад отбросил Россию нынешний кризис? За годы Великой депрессии в США были построены 2000 мостов и 500000 км дорог. Получается, примерно 500 мостов и 125000 км дорог в год. А сколько мостов и дорог построены за год кризиса в России? В. Савельев, Новосибирск
Отвечает Юрий Павлович Бойко, научный руководитель «Института социально-экономического прогнозирования»:
— По основным показателям в разных отраслях российской экономики мы откатились примерно до уровня 2002 года, что, казалось бы, не так и страшно. Но это только на первый, отстраненный взгляд.
И «дорожная» тема наглядно это доказывает, ведь для развития, не говоря уже об общем потенциале российской экономики, нужен и ряд инфраструктурных условий: расширение сети дорог, доступность энергоснабжения и коммуникаций.
Да, строительство дорог и инженерной инфраструктуры не является самоцелью и само по себе не может вывести экономику из кризиса. И в Америке это делалось в рамках большой государственной программы борьбы с кризисом и инфраструктурных изменений. В России о необходимости широких структурных изменений (а сейчас еще и модернизации) давно и много говорят, но мало в этом направлении делают.
Судите сами: в 2008 году построено всего 2300 км автодорог, а в этом планируется 2 700 км (в том же Китае столько строят за пару недель). Есть у нас госкорпорация «Росавтодор», которой передано в доверительное управление около 18 000 км дорог, но пока она «радует» нас только планами о переводе их эксплуатации на платную основу. В этом году должно завершиться строительство около 5 мостов (большинство из них, как в Ульяновске, — это долгострой еще с советских времен). Но самая удручающая цифра другая: с 1995 по 2008 годы протяженность авто- и железнодорожной сети России практически не увеличилась, составив 750 000 и 755 000, 87 000 и 86 000 км.
Что делать? Вполне понятно: государство должно решительно отказаться от поддержки бизнеса олигархов и сконцентрировать свои финансово-административные возможности на инфраструктурных преобразованиях и структурных изменениях экономики. Только так мы избавимся от приклеившегося к России клише «сырьевого придатка», а наши граждане почувствуют на себе начало выхода страны из кризиса.
Подготовила Ольга Лопатникова