Cпор за копейку
Дело было в начале века. Николай угощал на своем заводе в Питере московских гостей. Сам был тамадой. Рассказал о секрете выживания:
— Вот всех конкурентов постреляли-поубивали, кроме меня. А почему? А потому, что я формально никогда и не был собственником, не владел крупными пакетами акций — так, простой управляющий.
Воспел хвалу холостяцкому образу жизни, приличествующему истинному бизнесмену, всю душу и все время вкладывающему только в дело. А самым интересным был его тост-рассказ о переговорах с главой старинного французского рода — держателей изрядной части зернового рынка Европы.
Переговоры были нелегкими, шли несколько месяцев. Наконец, Николай едет подписывать контракты на французское побережье. И тут переговоры опять затягиваются.
— Последние пару суток мы почти не покидали переговорную и спорили буквально за пару сантимов, — гордо рассказывал он. — Наконец, пришли к соглашению, подписали все бумаги и вышли на воздух с красными от недосыпания глазами.
Тогда французский миллионер пригласил партнера, как принято в таких случаях, отпраздновать контракт. Для этого неподалеку была пришвартована роскошная яхта — с бассейном и блестящими девушками уже в нем, с музыкантами на палубе, с выписанным из Парижа «пятизвездочным» поваром, с официантами, которые с трудом поднимали ведра со льдом, в которых покоилась иранская черная зернистая икра...
Российский бизнесмен сразу подсчитал, сколько это все стоит, с учетом того, что яхта в полной готовности ждала окончания переговоров.
— И я спросил француза: «Слушай, мы два дня спорили о сумме, которая в тысячи раз меньше, чем стоимость этого банкета. Надо было?» Француз сверкнул было гневно глазом, но понял, что шучу, и лишь похлопал меня по плечу... Так выпьем за творчество, за кураж в бизнесе, за бизнес как творчество!
Вот вопрос, который рано или поздно задаст себе каждый здоровый мужик: готов ли он два дня не есть — не спать, спорить за пять копеек и откладывать ради этого уже оплаченный ужин ценою в пятьсот рублей? Готов ли признать, что это разумно? Если да — тогда вопрос о связи мозговых способностей с количеством дензнаков для него очевиден.
Везунчиков лишь 7%
Ведь действительно успешные бизнесмены работают по двадцать часов в сутки просто потому, что им это нравится. Деньги-то у них уже есть на ближайшие пару сотен лет.
Но бизнесмены так устроены. Статистики-социологи это давно изучили и даже выявили, что таких людей в любом обществе всегда наберется 5-7%. И увеличение этого числа обществу не надо, иначе некому будет увлекаться другими, тоже иногда небесполезными для страны, видами деятельности: посвящать полжизни изобретению, скажем, метода операции на сердце, чтобы болеющие могли радоваться жизни; или строительству Собора Василия Блаженного; или написанию девяти симфоний; просто детей растить...
Но, в самом деле прав Николай — какой-нибудь там Уорренн Баффет (мультимиллионер. — Ред.) вкладывает в сделку вдохновения и куража не меньше, чем Бетховен. И музыканту, и спекулянту важнее сам процесс созидания, а не предвкушение траты дивидендов от успеха мероприятия.
Мало того, настоящий бизнесмен обязан быть жадным. Иначе он не будет богатым. Это тоже описано учеными. Популярен такой пример. Баскетболисты высокого класса получают примерно по 5 млн долл. в год. Но только считанные единицы из них скапливают к 30 годам 15 млн долл. Потому, что большинство спортсменов ведет стиль жизни, который называется «гиперпотребление». В то же время лишь менее 5 тысяч из почти 100 тысяч американских семейств зарабатывают 5 млн долл. в год. Подавляющее большинство из тысяч американских миллионеров никогда в жизни не получали и этой суммы, но стали миллионерами (пусть когда им стало уже за 50). Практически все они отличаются бережливостью. Тот же Баффет славится феноменальной скупостью. Но! По отношению к самому себе. Большую часть своих денег он просто отдает больным детям. Опять вопрос: считаете ли вы умным работать по 20 часов в сутки без выходных, экономить даже на еде, предпочитая, как Баффетт, недорогие гамбургеры? И при этом раздать свой заработок нуждающимся?
Или, если приблизиться к российским реалиям: готовы ли вы по 20 часов в сутки улавливать сигналы начальников в бюрократическом заведении, чтобы неделю в год отдыхать дорого, но все равно не там, где хотелось с детства, а там, где будут нужные люди поблизости? Это ведь тоже вариация на тему «Если ты такой умный...»
Совсем другая, трагическая история — про уровень жизни в стране, про расслоение общества на весьма богатых и крайне бедных. Про ситуацию, при которой люди просто не могут честно и свободно отвечать на вопрос про ум и деньги, не имеют фактически права выбора, стать Баффетами-а-ля Николаями или жить по иному, своему разумению, когда им просто надо как-то выживать. И беда, если для элементарного выживания 93-95% населения должны жить по правилам, которые вроде бы естественны для описанных учеными 5-7% членов общества. Просто для большинства они — вынужденные.