Последний пример - автозавод «Форд» во Всеволожске. Там рабочие заявили: «Не хотим гробить здоровье у конвейера за гроши». И потребовали увеличить зарплату на 30%.
...«Да что им ещё надо? У нас средняя зарплата рабочего - 21 500 руб. Бесплатный автобус до завода, обед в столовой за 10 руб. плюс мед-страховка», - сыплет цифрами пресс-секретарь «Форда» г-жа Кулиненко. Ей приходится отдуваться за всех топ-менеджеров, которые заперлись в своих кабинетах. Заминка в разговоре наступает, когда я спрашиваю: «А сколько получают менеджеры среднего звена, например начальник цеха?» - «Это не имеет отношения к проблеме, они не бастуют».
Ответ на вопрос узнаю на улице, где на морозе игрой в футбол и перетягиванием каната греются забастовщики. «Начальник цеха, по нашим сведениям, зарабатывает в месяц 200 тыс. руб., то есть 8 тыс. долл., - рассказывает член профкома Владимир ЛЕСИК. - А топ-менеджеры - ещё больше. Выходит, что для них установлен европейский уровень зарплат. А рабочих ориентируют на уровень Ленобласти. Но ведь цены растут, поэтому мы требуем, чтобы базовая зарплата на предприятии равнялась 28 тыс. руб. Мы же не просим три тысячи евро в месяц, которые получают фордов-ские рабочие в Германии».
Хитрый конвейер
«Начальство постоянно увеличивает план, а зарплату менять не хочет, - говорит Алексей из покрасочного цеха. - Недавно каждый за смену красил 102 комплекта бамперов, а теперь за то же время требуют 120 комплектов!» Тема задевает народ за живое, и каждый бастующий делится горьким опытом. «Я в сборочном цехе заметила, что администрация «подкручивает» конвейер, делает скорость выше, чем, допустим, ещё год назад, - рассказывает Алёна. - Раньше, беря в руки деталь, я успевала проверить - бракованная она или нет. Теперь же хватаю и скорее бегу прикручивать. За 8 часов смены даже в туалет отлучиться проблематично».
В ответ на претензии администрация заявляет: «Переговоры будем вести, если забастовка прекратится». Но в стачкоме им не верят: «Полгода пытаемся договориться -никакого толка, вот и объявили бессрочную забастовку».
Как и полагается по закону, о грядущей остановке конвейера работодателя предупредили за 10 календарных дней. В ночь с 19 на 20 ноября завод встал. Из 2000 работников забастовку поддержали 1200.
Форд говорил...
«Мы понимаем, что людям надо кормить детей, и продумали, как не оставить народ без средств к существованию, - рассказал председатель местного профкома Алексей ЭТМАНОВ. - Через несколько дней после начала забастовки 500 человек написали заявления, что они выходят из стачки. В этом случае по закону за время простоя они будут получать две трети зарплаты. При этом группа рабочих, без которых предприятие не может функционировать, на работу не выйдет. Этих людей мы будем поддерживать финансово сообща».
В некотором смысле профком прижал администрацию к стенке. Каждые сутки простоя завод «теряет» 303 новенькие иномарки. В то же время набрать в спешном порядке других рабочих нереально. Каждый должен пройти как минимум трёхмесячное обучение. «Владельцы не идут на переговоры из жадности, - убеждены в стачкоме. - На европейских заводах доля оплаты рабочей силы в себестоимости машины составляет 40%, а у нас - 10%». Вопрос справедливой заработной платы каждая из сторон трактует по-своему. Хотя сам Генри Форд, основатель легендарной марки, говорил: «Рабочий должен получать столько, чтобы на десять зарплат он мог купить машину, а на сто - дом». Правда, на подобные мысли его навели... забастовки рабочих в Америке.
...почему у нас бастовать не получается?
Саркози во Франции не может «задавить » забастовки, а у нас железнодорожники только запланировали акцию, как их уже судом «прижали». У нас что - закон хуже?
С. О с и п о в, Кострома
Отвечает руководитель Центра по изучению профсоюзного движения Андрей ЧЕКМЕНЁВ:
- В России у рабочих другой менталитет. Стоит начальнику топнуть ногой, как многие идут на попятную. Да и закон наш действительно хуже - в нём больше ограничений на проведение стачек. Ещё в Европе у профсоюзов есть кассы на чёрный день для обеспечения людей во время стачек едой и деньгами. У нас и с этим проблема.