Порядка 130 тысяч россиян пострадали из-за начавшегося этим летом банкротства туроператоров. За период с 16 июля по 15 сентября деятельность приостановили 14 туроператоров. 70 % пострадавших — это клиенты пяти крупных игроков туристического рынка — «Невы», «Лабиринта», «Солвекс-турне», «Версы» и «Южного креста».
Даже в кризисные 2008–2009 гг. российский туристический рынок чувствовал себя увереннее, чем сейчас. С чем связано банкротство туроператоров и к чему приведёт эта тенденция, АиФ.ru поговорил с членом экспертного совета при Правительстве РФ, членом экспертного совета Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, партнёром компании «Налоговик» Романом Терёхиным.
Елена Трегубова, АиФ.ru: Роман, что привело к повальному банкротству туристических организаций этим летом? Ведь даже в кризисные 2008–2009 гг. такого не было…
Роман Терехин: К повальному банкротству туристических компаний в этом году привело множество факторов. Среди них были и экономические, и политические, и даже связанные с неэффективным управлением и контролем за отраслью. При этом часть обанкротившихся компаний просто не смогла справиться с ситуацией на рынке, а часть обанкротилась из-за своих мошеннических действий.
2014 год вообще стал для туристической отрасли более проблемным, чем кризисные 2008–2009 годы. Спрос на туристические продукты сильно сократился, и тенденция к этому началась в первые же месяцы года. Произошло это по причине событий в мире, связанных с конфликтом на Украине и антироссийскими санкциями, из-за чего многие решили отложить отпуск или заняться отечественным туризмом. Отразилось на этом и сокращение выездов за границу силовиков и военнослужащих, которые составляли немалую долю клиентов туроператоров. Повлияла и растущая популярность самостоятельной организации отпуска без помощи туристических компаний, поскольку это помогает лучше спланировать маршрут и сэкономить деньги.
Возможно, снижение спроса само по себе и не оказало бы такого негативного эффекта, но на туроператоров воздействовали и другие факторы, а именно: снижающаяся уже не первый год рентабельность туристического бизнеса, его повышающаяся убыточность, плохое планирование компаниями своей деятельности, а также общие экономические проблемы в стране. Всё это в совокупности привело к нынешней ситуации на рынке туристических услуг. Компании не учли, что спрос может так сильно упасть, и забронировали слишком много мест в отелях и самолётах, ориентируясь на прошлогодний спрос, а в результате большая часть забронированного не была выкуплена туристами. Из-за этого у туроператоров образовался кассовый разрыв, который не удалось закрыть продажей горящих путёвок, ведь они продавались со скидками, а значит, не покрывали расходов компаний.
Проблемы с курсом валют и ослаблением рубля, которые начались ещё в 2013 году, также принесли туроператорам большие убытки. Конкуренция высока, а туристический рынок перенасыщен, и многолетний демпинг на туристическом рынке привёл к тому, что многие компании просто исчерпали свой запас финансовой прочности, и когда все описанные выше факторы начали действовать в совокупности, то компании просто уже не могли справиться с ситуацией и продолжать работу. Так начали банкротиться первые туроператоры, а за ними по цепной реакции пошли и другие, поскольку их положение и так уже было неустойчивым, а освещаемые в прессе серьёзные проблемы у конкурентов привели к панике среди туристов, которые начали отказываться от туров или тянули с их оплатой до последнего.
Также к причинам повального банкротства туроператоров относится недобросовестность некоторых из них. Кто-то мог нечестно вести бизнес, кто-то преднамеренно обанкротился, а кто-то просто мошеннически обманул клиентов, забрав их деньги и продав туры без страховки или фиктивные туры. Туристическую сферу часто обвиняют в бесконтрольности, в ней много недобросовестных представителей или компаний, не умеющих планировать свою деятельность, не создающих резервы на случай проблем.
— По вашим оценкам, сколько ещё туроператоров покинут рынок в этом году?
— В этом году отток туроператоров с рынка продолжится, но точное количество оценить пока сложно. Новогодние праздники, скорее всего, поддержат туристический рынок. В среднесрочной перспективе с рынка может уйти порядка 20–25 % зарегистрированных в стране туроператоров.
— Продолжится ли эта тенденция в следующем году и когда это может закончиться?
— В следующем году, вероятно, будет идти глобальная «чистка» туристической сферы и рынок покинет большое количество финансово неустойчивых туроператоров. Процесс будет длительным, и то, что происходит сейчас, является скорее началом, но, возможно, уже к середине 2015 года произойдут значительные улучшения. В целом можно сказать, что подобное самоочищение может оказаться благоприятным для туристического рынка.
Своё влияние на ситуацию окажет дальнейшее развитие событий в политике и экономике страны. Туроператоры могут уйти с рынка ещё и потому, что в законодательном регулировании туристической сферы намечаются серьёзные изменения. Так, планируют усилить контроль за игроками рынка, повысить их ответственность перед клиентами и увеличить размер страховки на случай проблем.
— Не приведёт ли массовый уход туроператоров к тому, что оставшиеся игроки взвинтят цены на путёвки? Каким может быть удорожание туров?
— Более высокие требования, которые будут предъявляться к туристическим компаниям, а также вымывание с рынка «серых» и поэтому дешёвых игроков могут сказаться на цене и привести к её повышению. Но в то же время более качественные услуги привлекут туристов, а в условиях повышенных требований со стороны клиентов туркомпании не могут позволить себе повысить цены. Поэтому, скорее всего, изменения коснутся в основном формата продуктов, а не их стоимости.
— Можно ли как-то обезопасить себя от банкротства туроператора?
— Можно предпринять определённые меры, но полностью обезопасить себя от банкротства туроператора невозможно. Однако чтобы не связаться с финансово проблемной компанией, стоит попросить у туроператора сведения об их страховке, проверить, действующий ли у них договор страхования и когда он должен перестать действовать. Если договор истекает в период поездки, то лучше поискать другую компанию, потому что договор могут и не перезаключить. Также нужно проверить, есть ли туроператор в реестре туроператоров. Если его там нет, то никакая страховая компания не будет с ним работать, а значит, никто не будет возмещать ущерб по проданным им путёвкам в случае проблем или его банкротства.
Ещё необходимо поискать отзывы о туроператоре на различных форумах и сайтах. Иногда проблемы с компанией появляются за несколько месяцев до ее банкротства, и об этом могут ходить слухи как среди туристов, так и представителей туристической сферы, поэтому стоит поискать и на профильных сайтах (например, для турагентов).