Дело в том, что хозяева этих чудо-машин, облегчающих жизнь миллионам пользователей мобильной связи и интернета, имеют дело с наличными деньгами, а лицензии на банковскую деятельность не имеют. А, стало быть, контролировать куда, зачем и когда ваши денежки ушли, очень трудно. Быть может, они даже пошли на поддержку террористов... Вам кажется, что это бред? Первоапрельская шутка?
Нет, со всем этим разбиралась больше года Генеральная прокуратура России. Но результата пока никакого нет, не считая испорченных нервов сотен людей, оказывающих эти самые услуги населению.
— Лично я не понимаю? как можно утаить сведения о том, от кого и куда были переведены деньги клиента. Во-первых, он сам немедленно может разобраться, если его счет вдруг не пополнился. У него же чек остается в руках, выданный автоматом. Во-вторых, сведения о платежах дублируются процессинговой компанией, поставляющей услуги, — говорит президент одного из региональных операторов мобильной связи Юрий Домбровский.
Что касается банков, они в принципе не способны взять на себя эти услуги. В Сбербанке, например, каждый платеж до сих пор обрабатывается «вручную» тетенькой в окошке с кассовым аппаратом. Именно поэтому мы каждый месяц имеем удовольствие стоять в очередях, оплачивая услуги ЖКХ. И если запретить собирать наличные деньги «платежным агентам» (так правильно называются сети аппаратов, через которые мы платим за телефон), то в стране наступит шок. Четыреста тысяч пунктов такой оплаты раскидано по стране. Они охватывают даже самые отдаленные медвежьи углы, где нет ни банка, ни почты, ни телеграфа. Зато есть продуктовая лавка, а при ней платежный терминал, позволяющий деревухе держать связь с внешним миром. Оборот таких платежей составляет по стране 20 млрд долл. в год. Средний платеж за телефон по России сотавляет 95 рублей, что говорит о том, что пользуются сотовой связью не самые богатые люди.
Инспектор прилагается
Предложения по спасению терминальной сети были самые разные. В том числе и абсолютно абсурдные. МВД, например, предлагало обеспечить каждый терминал стоящим рядом сотрудником банка. Или зарегистрировать каждый ящик, принимающий деньги как филиал банка, с вытекающим из этого обстоятельства бумажным оборотом. И наконец, обеспечить терминал дополнительной контрольно-кассовой техникой.
— Эта контрольно-кассовая техника, которая каким-то образом должна быть встроена в аппарат, который и так замечательно все считает и фиксирует, увеличит его стоимость на несколько тысяч рублей. А это означает, что эти деньги, огромные в масштабах страны, будут, в конечном итоге, получены с потребителя услуг. Наверняка, возрастут комиссионные за оказанные платежи. В год каждый из нас, возможно, будет платить больше лишь на пару сотен рублей, но с какой стати? — возмущен председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Не банк, а посредник
Есть еще одно обстоятельство, позволяющее считать всю эпопею с закрытием платежных терминалов, недоразумением, которое, однако, никак не закончиться. Вся денежная деятельность терминалов по сбору наличных десяток с населения, желающего звонить по своим телефонам день и ночь, не подпадает под действие закона «О банках и банковской деятельности», так как все они на самом деле являются обычными посредниками между плательщиком и банком и не занимаются «переводом денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов».
Понимая, насколько важны для населения услуги, оказываемые через платежные терминалы, с ситуацией решила разобраться Обшественная палата Российской Федерации.
Благодаря терминалам уже в ближайшем будущем можно будет покупать билеты на поезд и в кино, оплачивать услуги образования, ЖКХ и проч., избавляя себя от очередей к заветным окошкам банковских касс. Но несовершенные законы позволят и дальше трактовать эту деятельность как пособничество терроризму. Ведь многие платежи должны быть проведены лишь после идентификации личности платящего. Вы не знали? А почему тогда показывали в Сберкассе паспорт? Именно для того, чтобы вас опознали. Пару лет назад в сберкассах эта процедура доходила до абсурда. Чтоб заплатить 100 рублей госпошлины с вас требовали паспорт, снимали ксерокопию с квитанции и паспорта, к чему-то все это бумажное хозяйство подшивали. Очередь кипела, сотрудники банка тоже. Теперь это делается, когда платеж признается крупным, но точного размера этой суммы пока не определено. А как терминал установит вашу личность? Никак. Вот поэтому в ближайшие дни Госдума должна рассмотреть введение некоторых изменений в проект Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Заседание намечено на 19 сентября. Хочется надеяться, что здравый смысл возобладает и людей не заставят ни платить больше комиссионных, ни ездить из глубинки в райцентровский банк, чтоб положить на телефон свою сотню рублей.