Но в последний месяц платежные автоматы будто подхватили лихорадку: на одних появилась табличка «Не работает», другие задрали расценки за перевод денег до небес, а тем временем технических проблем меньше не стало… «АиФ» решил разобраться. На вопросы отвечает Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли:
Почему подскочила комиссия?
Всегда оплачиваю телефон через один и тот же платежный терминал. Недавно заметил, что комиссия выросла – была 5%, а теперь почти 9%. Что творится?
М. Дубинин
Дело в том, что с 1 апреля вступил в силу закон, по которому все терминалы (кроме тех, которые принадлежат банкам) должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой. Большинство терминалов принадлежит частным предпринимателям или мелким фирмам, для которых ставить кассовую технику слишком дорого. Поэтому многие из них увеличили комиссию. По нашим подсчетам, чтобы окупить расходы, достаточно увеличить комиссию на 1-1,5%, но в реальности ее «задирают» иной раз до 10%. Оспорить это нельзя - владелец терминала имеет право устанавливать ее на свое усмотрение. Выход для потребителя такой – выбирать те терминалы, где комиссия меньше. Конкуренция на этом рынке очень большая, и те, кто завышает расценки, неизбежно потеряют клиентов.
Единственный плюс в новшестве для клиентов – благодаря кассовой технике теперь владельцы терминалов будут внимательнее следить за выдачей чеков. Раньше, если автомат не выдал чек, можно было обратиться с жалобой в платежную систему, но там могли на это обратить внимание, а могли и нет. Сейчас чек уже считается кассовым, и за его невыдачу полагается штраф по закону. Так что можно жаловаться сразу в налоговую инспекцию – теперь это их сфера, и беспечного владельца автомата накажут рублем.
Соседи оплачивают кредит и коммунальные услуги через терминал в супермаркете. Говорят, очень удобно – никаких очередей, пять минут, и готово. А мы опасаемся: не опасно ли это, вдруг деньги пропадут?
Семья Голубевых
Наша ассоциация постоянно ведет статистику жалоб на работу терминалов. Реально их не так много – около 0,1% всех операций (а за год в России через терминалы проходит более 7 млрд. платежей). Большинство сбоев – это ошибки самих пользователей, неправильно набранные номера и т.д.
Банкоматы для держателей своих карт более выгодны - они не берут комиссии. Другими терминалами (они зачастую стоят в различных супермаркетах) нужно пользоваться более внимательно, например, учитывать сроки прохождения платежей. Например, деньги за мобильную связь поступают на счет от нескольких минут до нескольких часов (зависит от оператора связи). Платежи по кредитам - 3-5 рабочих (!) дней. Зачисление на ваш счет внутри банка также может занять несколько дней (посмотреть, сколько именно, можно в условиях обслуживания кредита). Т.е., если вы платите «впритык», средства поступают на счет поздно, и банк может вас оштрафовать за просрочку. То же касается и платежей по ЖКХ.
Когда проводил платеж через терминал, на экране было написано: «Комиссия 0%». А денег пришло меньше, чем я клал, - процента четыре куда-то девались. Позвонил владельцу терминала, тот ответил, что это комиссия, которую снимает сам получатель денег. Это правда?
Игорь Воронцов
У некоторых получателей платежей (их называют «электронными кошельками», с помощью которых можно оплачивать товары и услуги через Интернет) есть своя внутренняя комиссия, за которую платежный терминал не отвечает. Поэтому, какой бы платеж вы ни проводили, нужно внимательно читать правила обслуживания в компании, которой перечисляете деньги, чтобы заранее знать, не возникнут ли у вас дополнительные траты.
Время идет, денег нет
В марте оплачивала Интернет через терминал, но средства на счет не поступили. Позвонила по «горячей линии» платежной системы (телефон был на чеке), там сказали, что в течение 3 дней разберутся. Но прошло уже больше месяца, а они все «разбираются». Что делать?!
Елена К.
Отвечает Мария Свиридова, юрист Общества защиты прав потребителей:
Как показывает опыт, разбирательство через платежную систему – самый долгий путь, ответа можно ждать неделями. Ведь по сути она занимается только техобеспечением перевода платежей, а ответственность за деньги перед вами несет владелец терминала (платежный агент). Все сведения о нем – адрес, телефон, ИНН – содержатся в чеке или в разделе «Информация» на терминале. Поэтому самый эффективный способ – сразу звонить ему, обычно после этого проблема быстро решается. Если этого не произошло, направляйте в его адрес письменную претензию с приложением копии чека, в которой требуйте в установленный вами срок (например, 10 дней) провести платеж либо вернуть вам деньги. При отказе или неисполнении претензии надо обращаться в суд. Если по телефонам владельца терминала никто не отвечает, а по указанному адресу такой компании нет, обращайтесь в Роспотребнадзор и параллельно в суд с иском, чтобы фирму-призрак отыскали.
Без вины виноват?
Внес через терминал в торговом центре платеж по банковскому кредиту. Думал, что все в порядке, но через две недели пришло извещение из банка – начислили 1500 руб. за просрочку. Оказывается, деньги к ним не поступили. Что делать, чтобы штраф не начисляли, ведь виноват не я?
А. Комарин
Отвечает Дмитрий Мурзин, директор центра информации и общественных связей Ассоциации региональных банков:
- В этой ситуации вам нужно сразу известить банк о том, что случилось, и сообщить, что вы собираетесь принять меры. Это нужно, чтобы в банке знали, что вы не скрываетесь, и не включали в список должников. Затем надо направить письменную претензию (можно заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения) в адрес владельца терминала с требованием вернуть средства. После этого – написать в банк заявление с просьбой аннулировать начисленный штраф за просрочку и приостановить начисление дальнейших штрафов, т.к. просрочка произошла по вине третьих лиц. К заявлению надо приложить копию претензии, уведомление о ее вручении и копию чека, который вам выдал терминал.
Если правила банка не позволяют аннулировать ваш штраф, то нужно направить еще одну претензию в адрес владельца терминала с требованием возместить сумму штрафа, а в банке выяснить, как действовать, чтобы не попасть в списки неплательщиков и чтобы отметка о штрафе не испортила вашу кредитную историю.
Справка:
Что делать, если при работе с терминалами возникают технические проблемы?
- Если вы платили, например, за телефон и по ошибке сунули в автомат слишком крупную купюру, нажимать кнопку «Отмена» бесполезно - вернуть деньги, которые уже прошли проверку и попали внутрь, механизм не может. Придется подтвердить платеж, а потом написать заявление оператору мобильной связи с просьбой вернуть вам часть денег со счета.
- Монеты терминалы обычно не принимают, так как оборудование для этого слишком дорогое, владельцы его не ставят. Возможно, когда-нибудь ситуация изменится, но пока платить приходится только купюрами.
- Крайне редко, но у терминалов бывают сбои – например, прервалась связь по Интернету с платежной системой, нарушилась работа программы, отключилось электричество. Что делать, если деньги автомат уже взял, а операцию не провел и чек не выдал? В этой ситуации нужно обращаться к владельцу - он должен приехать, снять кассу, сверить ее со списком проведенных операций и вернуть вам деньги. Теоретически он может и отказать – заявить, что лишних сумм не было, или он не верит, что они ваши. Поэтому лучше заранее заручиться поддержкой свидетелей (например, работников магазина, где стоит автомат) и обращаться в Роспотребнадзор, ссылаясь на их показания.