Самой громкой отставкой стал уход Олега Говоруна, он сложил свои полномочия, проработав всего несколько месяцев. С этого момента Минрегион возглавил экс-губернатор Костромской области Игорь Слюняев. «Наследство» ему досталось проблемное — начиная с октября 2012, Игорь Николаевич занимается решением крайне острых вопросов. Корреспондент АиФ.ru встретился с министром и поговорил о растущих тарифах, привлечении частных инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство, проблемах жителей провинции и многом другом.
Министр регионального развития Игорь Слюняев. Биография >>
4 триллиона на ЖКХ
Наталья Кожина, «АиФ.ru»: Игорь Николаевич, 1 июля повысили тарифы. Рост в некоторых регионах составил 15%, в то время как Владимир Путин рекомендовал придерживаться 6%. Получается, что к рекомендации президента не прислушались?
Читайте также: | |
---|---|
Почему, несмотря на поручение Путина, растут тарифы ЖКХ? |
Игорь Слюняев: С 1 июля средний рост тарифов по России составил 11,4%. В отличие от предыдущего года, мы принимали решение по повышению один раз. В 2012 году произошло двукратное повышение тарифа: 1 июля и 1 сентября. Если взять период к периоду, а поручение президента звучало так – среднегодовой рост тарифов не должен превышать 6,5%, то мы примерно на эту величину и выходим. Однако рост совокупных платежей граждан и рост тарифов – это не одно и то же. Если говорить о системе, сложившейся в коммунальном хозяйстве, есть три основных фактора, которые влияют на величину совокупного платежа: тариф, норматив и меры социальной поддержки – так называемая жилищная субсидия. В том случае, если региональные власти понимают, что денег на оплату коммунальных услуг в домашнем хозяйстве (семье) недостаточно, они принимают меры, направленные на то, чтобы частично эти коммунальные платежи компенсировались за счёт средств бюджета. В некоторых субъектах Федерации, точнее, в муниципальных образованиях, где в структуре совокупного платежа доминирует газ и электроэнергия, рост тарифов будет ещё более существенным, он составит с июля около 15%, а в среднем по году в этом случае получится 7,5%.
Н.К. «АиФ.ru»: Что будет с регионами, где коммунальные тарифы сдерживались сознательно?
И.С.: В большинстве муниципальных образований, а мы планомерно отказывались от перекрёстного субсидирования в рамках программ по реформированию ЖКХ, на протяжении целого ряда лет тарифы на коммунальные услуги не подрастали или подрастали несущественно. Есть и такие примеры. В муниципальных образованиях, где сложившийся уровень тарифов за коммунальные услуги был занижен более чем в 2 раза, также возможно более существенное увеличение совокупного платежа.
Н.К. «АиФ.ru»: Сфера ЖКХ находится сегодня в плачевном состоянии, эксперты говорят о 60%-й изношенности оборудования. Какое количество средств необходимо сегодня на ремонт?
И.С.: Если говорить о потребностях инвестиций в ЖКХ, они колоссальные. Мы считали. Если всё перекладывать на тариф, на потребителя, то никаких денег не хватит для того, чтобы ЖКХ привести в нормативное состояние. На замену котельных нам необходим 381 миллиард рублей, это потребность в масштабах страны. На капитальный ремонт или замену центральных тепловых пунктов – почти 140 миллиардов. На замену трансформаторных подстанций, которые отслужили свой срок, – 295 миллиардов. На очистные сооружения – 203 миллиарда. Итого на все направления, включая водопроводные сети, канализационные сети, ливневую канализацию, электросети, водопроводные насосные станции – 4 триллиона 127 миллиардов рублей. Понятно, что таких денег сейчас нет.
Как привлечь инвесторов
Н.К. «АиФ.ru»: Денег нет, значит, нужны частные инвестиции? Как их привлечь?
И.С.: Конечно, не стоит уповать только на средства бюджетной системы, на помощь регионального, федерального или местных бюджетов. Необходимо создать условия, при которых частные инвестиции придут в отрасль, в первую очередь в окупаемые проекты. Для этого необходима внятная система отношений государства, муниципалитетов и частников, на долгосрочную или среднесрочную перспективу. Очень важно наладить надлежащий учёт коммунального ресурса, потому что с одной стороны мы идём по пути установки индивидуальных и общедомовых приборов учёта, но у коммунального ресурса есть разные этапы передела.
Допустим, тепловая энергия произведена — её необходимо учесть, доставлена в магистральную сеть — её необходимо учесть и здесь, доставлена на тепловой узел — её необходимо учесть на тепловом узле, ушла в распределительную сеть – учесть, потому что на всех этих этапах тепловая энергия и теплоноситель теряются.
Плановые потери тепла и теплоносителя, заложенные в тарифе, – 20% и более. Это означает, что человек или организация тепло не получили, но вынуждены его оплачивать. Надлежащий учёт избавит нас от этих избыточных расходов в рамках принятых бюджетно-тарифных решений, поможет экономить средства потребителей коммунальной услуги.
Н.К. «АиФ.ru»: Какие факторы смущают частных инвесторов больше всего?
И.С.: Инвестор идёт туда, где надлежащим образом оформлены права на имущество, идет в теплогенерацию, на теплосети и др. Но есть большая проблема, поскольку 60% коммунальных объектов – муниципальная собственность, надлежащего оформления прав на имущество и на земельные участки не произошло. Придёт ли инвестор с деньгами на то имущество, где права не оформлены? Возможна ли покупка, аренда или концессия такого имущества? Большой вопрос.
Н.К. «АиФ.ru»: Что вы можете сказать об открытости информации ресурсоснабжающих организаций для граждан (финансовой, общехозяйственной, экономической), в этом направлении есть проекты?
И.С.: Для того чтобы эта информация была общедоступна, создается государственная информационная система ГИС ЖКХ. Мы такой проект закона разработали, он прошёл первое чтение в Государственной Думе. В соответствии с поручением президента закон о ГИС ЖКХ должен быть принят до конца текущего года. Тогда мы сможем сделать прозрачными отношения среди всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг. Прозрачные отношения – это прямой путь к повышению эффективности управления, сокращению издержек и плановых потерь. Будем более качественно управлять и устраним условия для воровства денежных средств в коммуналке.
Аварийные дома и капремонты
Н.К. «АиФ.ru»: Жители многоквартирных домов теперь будут сами обслуживать своё жильё. По закону собственник (государство) должно передать его в надлежащем виде, сделав там капитальный ремонт. Каким образом решается вопрос с капремонтами?
И.С.: Мы пошли по пути разработки и принятия программ капитального ремонта и отселения граждан из аварийного жилого фонда. На 1 июня 2013 года подписано соглашение с 80 субъектами Федерации по этим программам. Всего таких заявок было 596 на общую сумму 118 миллиардов рублей. Мы предполагаем, что за счёт программ Фонда содействия реформированию ЖКХ нам в ближайшие годы удастся отселить 22 тысячи 603 аварийных дома, где проживает 374 тысячи человек. Чем хороши эти программы? Они ликвидируют накопленный аварийный жилой фонд, сокращают недоремонты. Но программы капитальных ремонтов в полном объёме не заработали. Мы ежегодно накапливаем такие недоремонты и в коммунальной инфраструктуре, и в жилом фонде. С другой стороны, программы фонда содействия реформированию ЖКХ стимулируют реформирование в жилищной сфере, вовлекают граждан в процесс управления своим жильем. В соответствии с принятым законом о капитальных ремонтах граждане принимают участие в ремонте тех домов, в которых они проживают, и собственниками которых являются. Это необходимая мера. Причём в качестве мотивации или стимула те граждане, которые принимают такое решение, получают право на финансовую поддержку из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и из региональных бюджетов.
Н.К. «АиФ.ru»: Когда граждане сдают деньги на капремонт, как они могут быть уверены, что эти деньги будут использованы по назначению?
И.С.: Мне кажется, что новый закон о капитальном ремонте – неплохой. Во-первых, там несколько рубежей контроля и ответственности. Региональный оператор, который создаётся региональными властями; система банков, которая принимает на себя расчётно-кассовое обслуживание каждого лицевого счёта многоквартирного дома, а ввиду ограничений, которые были введены в Жилищный кодекс, к обслуживанию таких счетов допущены только два десятка крупнейших банков Российской Федерации. Конечно же, и сами граждане должны контролировать ход производства работ, ценообразования и т.д. Плюс, это работа федеральных органов власти и надзорных органов, включая правоохранительные. Работа эта – комплексная. Надеяться на то, что дали деньги и всё само по себе произошло, - ошибочно.
Н.К. «АиФ.ru»: Что делается для того, чтобы повышать грамотность населения в этом направлении, ведь кто-то платит не глядя?
И.С.: Когда начинались программы Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2008 году, было поставлено условие, что граждане участвуют деньгами в программах фонда. Причём участие было обозначено символически – 5% от общей стоимости ремонта. Не потому, что мы очень нуждались в этих деньгах. Мы воспитывали ответственных собственников жилья. Когда человек отдаёт хотя бы копейку, он совершенно иначе относится к своим расходам и к тому, что происходит с его общедомовыми площадями: кровлей, фасадом, фундаментом, домовыми сетями. В текущем году программы Фонда содействия реформированию ЖКХ тоже требуют софинансирования для участия гражданина. Правда, планка уже поднялась – уже 15% должен дать гражданин на ремонт своего жилья. Это один из элементов воспитания ответственных, эффективных собственников жилья.
Жилье для ветеранов
Н.К. «АиФ.ru»: Ещё один наболевший вопрос - относительно ветеранов, что делается для помощи этой категории граждан?
И.С.: Тема Великой Отечественной войны – это тема, к которой мы возвращаемся каждый год. 2015 год – юбилейный, мы будем отмечать 70-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и президентом было принято совершенно правильное решение, чтобы за счёт средств федерального бюджета каждый ветеран – участник Великой Отечественной войны и члены его семьи, имели право улучшить свои жилищные условия. Это право реализуется. Каждый год тысячи ветеранов по стране празднуют новоселье. Но мы каждый год совместно с регионами России выявляем ветеранов-очередников, которые нуждаются и имеют право на улучшение жилищных условий. Есть правила, они жёстко оформлены – 47-м постановлением правительства от 2006 года, где чётко прописано, какие помещения, в которых проживают ветераны, признаются непригодными для жизни и когда у ветерана возникает право на улучшение своих жилищных условий.
Н.К. «АиФ.ru»: Какие основания используются для переселения ветерана?
И.С.: Основания простые — это наличие вредных и опасных факторов, которые не позволяют обеспечить безопасность здоровья гражданину или безопасность жизни. В каждом субъекте Федерации такие решения принимаются комиссионно, причём есть коллегиальные органы, которые рассматривают спорные вопросы. После 1 марта 2005 года, когда была объявлена эта программа, в качестве нуждающихся встало на учёт 275308 ветеранов Великой Отечественной войны. По состоянию на 1 апреля 2013 года 226492 ветерана улучшили свои жилищные условия. Были сняты по различным основаниям как нуждающиеся с таких учётов 29132 ветерана. В 1 квартале текущего года ещё 10407 ветеранов улучшили свои жилищные условия. Эта программа и сегодня работает. Мы её пролонгировали и на 2014-2015 годы. Каждый ветеран, имеющий право на улучшение жилищных условий, реализует это право. Кто кроме нас должен заботиться о людях старшего поколения? Наши отцы и деды – поколение победителей, поколение людей, которые разгромили фашизм и создали великую страну – СССР – Россию!
ЧМ 2018
Н.К. «АиФ.ru»: Игорь Николаевич, сейчас у нас проходит Универсиада. Вроде бы всё в порядке, всё хорошо. А как обстоят дела с подготовкой к Чемпионату мира по футболу?
И.С.: Мы в самом начале пути. Необходимо понимать, что каждое масштабное мероприятие обладает колоссальным мультипликативным эффектом - Универсиада, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу. Потому что это не только спортивные мероприятия и объекты (а престиж и здоровье нации – это чрезвычайно важно), это ещё и работа строительной отрасли, транспортников, коммунальных служб. На любую стройку завязаны ещё порядка 30 сопредельных отраслей. Одно рабочее место на стройке создаёт до 50 рабочих мест в экономике. Одиннадцать субъектов Федерации будут принимать Чемпионат мира по футболу. Сегодня мы проходим стадию планирования наших работ, спортивных объектов, объектов обеспечения, транспортной, коммунальной инфраструктуры. Меня эта работа радует. Опыт подготовки к Универсиаде, Форуму АТЭС, к Олимпиаде в Сочи говорит о том, что мы комплексно планируем все наши действия. Определены принимающие регионы, есть понимание по инженерным проектам, накоплен опыт проектирования технически сложных объектов. Несколько более скромными оказались наши финансовые возможности, поэтому масштабы строительства пришлось уменьшить. Минрегион России заявлял расходы на объекты коммунальной инфраструктуры - 16 миллиардов, но по факту будет 8 миллиардов. Будем экономить.
Н.К. «АиФ.ru»: Продумывается, как эта инфраструктура будет использоваться после Чемпионата мира?
И.С.: По каждому объекту постолимпийского наследия, форума АТЭС, Чемпионата мира по футболу есть полное понимание дальнейшего использования. Это серьёзная, кропотливая работа. Минрегион, как орган исполнительной власти, отвечающий за госполитику в сфере строительства, предлагает пойти дальше, уточнить состав проектно-сметной документации, ввести ещё два раздела: обоснование инвестиций, чтобы было понимание целесообразности инвестиций на стадии принятия решения по каждому конкретному капиталоёмкому объекту, и ввести новый раздел – эксплуатация зданий и сооружений. Это позволит более четко планировать расходы будущих периодов. У спортивных объектов есть специфика: расходы в пиковой нагрузке и текущей отличаются. Это ложится на экономику каждого проекта и формирует затраты на содержание. Вопросы использования объектов после проведения главных мероприятий с первого дня стоят на повестке дня: как будет жить каждый объект, чем он будет загружен, за счёт каких источников будет финансироваться его эксплуатация.
Миграция
Н.К. «АиФ.ru»: Сегодня наблюдается высокий уровень миграции населения из провинции в столицу. Какие конкретно меры предпринимаются для того, чтобы люди оставались в регионе?
И.С.: Очень важно, чтобы и органы местного самоуправления, и региональные органы власти создавали надлежащие качественные условия для жизни и работы людей. Человек всегда ищет, где лучше. В рамках Стратегии развития Российской Федерации государству необходима Схема расселения, в соответствии с которой через создание социальных, экономических, инфраструктурных и иных условий задается направление миграции, в том числе трудовой. Мы такую схему готовим. Депопуляция – главная проблема последних десятилетий для нашей страны. Небольшой рост населения уже очевиден, однако наблюдается отток людей из регионов Сибири, Дальнего Востока. Для того чтобы закрепиться на этих территориях, надо развивать новые производства, разрабатывать и принимать схему размещения производительных сил, принимать схему расселения и создавать условия для того, чтобы люди жили и работали там, где это выгодно Отечеству. Это главные элементы стратегического планирования, над которым сегодня работает Минрегион. Если мы не решим в масштабах страны проблему депопуляции, многие вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня, потеряют свою актуальность. Мы – не первая страна, которая решает проблему удержания большой территории малым населением. Такой опыт приобретали и Австралия, и Канада. Схема очевидна для меня как для управленца: компактное размещение вдоль границ и побережья. Как Австралия удерживает громадную территорию небольшим населением? Или Канада? За счёт того, что Австралия компактно расселяется вдоль побережья, а Канада – вдоль побережья и границ. Вахтовое освоение континентальной части дополняет такую схему. Понятно, что восточная и западная Сибирь – это мировая кладовая минерально-сырьевых ресурсов, но, на мой взгляд, необходимо придать тренд, чтобы мы наши минерально-сырьевые ресурсы осваивали именно вахтовым методом, а люди жили там, где более комфортно, а для государства еще и экономично. Это тоже элемент стратегического планирования. Затраты на объекты жилого фонда, социальной сферы в условиях Крайнего Севера более ощутимы. А оплачивает все эти расходы бюджетная система России.
Н.К. «АиФ.ru»: Что вы можете сказать по поводу «китайской экспансии». Каков прогноз роста? И какие сдерживающие факторы здесь можно применить?
И.С.: Два момента в рамках стратегического планирования я уже назвал: схема расселения и схема размещения производительных сил. Часто звучал вопрос об удержании большой территории малым населением. От кого удержать? Вопрос некорректный. Мы отвечаем: «Не от кого, а для кого». Мы должны сохранить, удержать территорию нашей страны для наших детей и внуков, и тогда никакая экспансия нам не страшна.