Олег Вьюгин, экс-глава ФСФР, бывший 1-й зампред ЦБ, председатель совета директоров МДМ-банка:
Кризис заставил думать о реформе международной валютной системы. Нужна ли она? В принципе, это такая реформа, которая сверху навязана быть не может. Поскольку сейчас мир глобален – грубо говоря, существует много компаний, которые работают по всему миру, то для них очень удобно, когда есть одна, ну, две глобальные валюты для ведения расчётов, обмена инвестициями, товарами. Это позволяет им не прибегать к сложной системе страхования валютных курсов и т. д. Можно сказать, что это единый финансовый язык для таких компаний. И миру невыгодно отказываться от единой валюты или нескольких, как существует сейчас.
Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от того, как будут решаться глобальные кризисные вызовы в странах, которые являются базами этих национальных резервных валют (их национальных, но резервных для всего мира). Если Соединённые Штаты смогут найти решение, то доллар сохранится. То же самое можно сказать про евро. Если – нет, то тогда, скорее всего, развитие ситуации может пойти по пути свопов между центральными банками (то есть когда они будут давать друг другу свои национальные валюты для того, чтобы поддерживать обмен в рамках операций между крупными бизнес-компаниями). И этот механизм потом всё равно выявит лидера.
Кто им станет? Это зависит от того, что США, Европа, Китай, Россия смогут предложить миру с точки зрения высокой производительности труда (которая будет основана, скорее всего, на инновациях). Но подобные изменения – процесс эволюционный, он не происходит в один момент. Поэтому в ближайшее время доллар-евро останутся валютными лидерами.
Что касается рубля, то он является сырьевой валютой. В принципе, весь тот механизм экономического регулирования и противодействия кризису, который сейчас существует в мире, реализуется ведущими экономиками, он будет поддерживать цену сырьевых ресурсов на неплохом уровне. Это означает, что у рубля как сырьевой валюты позиции неплохие. Скорее всего, мы увидим продолжающееся очень небольшое укрепление рубля в так называемом реальном выражении (когда мы учитываем инфляцию). В номинальном виде это будут колебания, которые мы видели в 2012 году.
На недавно прошедшем Гайдаровском форуме некоторые эксперты пугали возможным новым витком валютных войн. Сомневаюсь, что это возможно. Почему? Для того чтобы проводить валютную войну, нужно фактически заняться движением валютного капитала. Потому что если вы не контролируете это движение, то вы не управляете валютным курсом. Можно, конечно, искусственно устанавливать курс, но последствия будут инфляционные. Потому что если вы держите курс и скупаете валюту, пытаетесь его занизить, то это приведёт к росту инфляции. Поэтому единственный способ – это контролировать движение капитала, что для многих стран является не очень-то полезной и невыгодной вещью, так как может привести к потере инвестиций. А инвестиции сейчас являются очень важным фактором для будущего развития. Поэтому я сомневаюсь, что это активно будет использоваться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции