Идеальный дом для среднего класса в Подмосковье - это дом площадью 100-160 м2, на участке 8-15 соток, в пределах 30 км. от Москвы в 5-10 километрах от города-спутника с развитой инфраструктурой, с простой и одновременно эстетичной и разнообразной архитектурой, с удобными и компактными планировками, с привлекательным окружением, построенный из экологически чистых современных материалов, энергоэффективный, прочный, экономичный, с готовностью к заселению или под финишную внутреннюю отделку, который прослужит 30-50 лет, в охраняемом коттеджном поселке на 200-300 домов по цене от 4,6 млн. рублей с эксплуатационными расходами в 5-6 тыс. рублей в месяц, пишет Rokf.ru. К такому выводу пришли участники дискуссионного клуба «Кризисной лаборатории MOZAIK» в ходе круглого стола на тему «Идеальный дом для среднего класса», организованный при поддержке НАМИКС.
В мероприятии приняли участие эксперты рынка недвижимости - девелоперы, риэлторы, представители архитектурного сообщества, строительные компании, лэндлорды и журналисты из ведущих изданий о недвижимости. Дискуссия выдалась оживленная. Участники спорили друг с другом, в поисках ответа на вопрос, какие дома и форматы загородной недвижимости будут пользоваться спросом в 2010 году. Статистика неутешительна. Масштабы дефицита жилья в Росси таковы, что в пересчете на человека приходится в среднем 22 м2 жилья, тогда как в тесной Японии этот показатель составляет 25-30 м2 на человека. При этом 75% населения нашей страны нуждается в улучшении жилищных условий. Т.е. потенциальный спрос огромен, но все еще низкой остается покупательская способность. Вопрос, как привести рыночное предложение в соответствие с возможностями нынешнего среднего класса в России? Участники проекта «Кризисная лаборатория MOZAIK» при этом исходили из расчета, что при минимальной цене 70 тысяч за квадратный метр жилья в Москве, на загородном рынке за 40-50 тысяч можно предложить принципиально другое качество жизни в пределах 30-40 км. от Москвы.
По словам Юлии Даниэлян, исполнительного директора MOZAIK Development, девелоперы загородной недвижимости ждут от 2010 года наступления переломного момента. «Нам важно понять, произойдет ли уход от покупки участков без подряда? Сможем ли мы продавать дома? По нашим наблюдениям, такая потребность есть, люди начинают предпочитать просто участкам, участки с домами. Перед нами стоит задача предложить рынку такой продукт, чтобы это действительно превратилось в тенденцию, а для этого необходимо решить, какие дома мы будем продавать среднему классу» - отметила спикер.
Участники разделились во мнении о перспективных форматах загородной жизни. Одни настаивали на формате новой дачи в дополнение к существующему городскому жилью, как, например, Юрий Варакута, управляющий проекта «Загородная.ру». Девелоперы при этом настаивали на том, что намечается новый тренд, когда люди предпочитают загородную жизнь городской и готовы продавать свои городские квартиры, чтобы переехать за город. «С точки зрения того, как мы размышляли несколько лет назад, наш проект Smartville в 39 км. от Москвы недалеко от Дмитрова, мы рассматривали исключительно как дачный. Но сегодня мы наблюдаем совсем иную ситуацию. Многие хотят там жить постоянно, в том числе рассматривают возможность перемещения бизнеса поближе к дому» - отметил Андрей Князев, генеральный директор MOZAIK Development. В этом поддержал спикера и Владимир Яхонтов, управляющий партнер «МИЭЛЬ». Проблема неразвитой инфраструктуры, по словам Князева, на данном этапе решается освоением земель вблизи городов-спутников со сложившейся собственной инфраструктурой. Для перспективного развития, как отметил девелопер, необходимы продуманные планы развития 30-километровой зоны вокруг Москвы: «К примеру, Лондонские пригороды - это не эволюционное развитие загорода, а концептуальная продуманная программа» - подчеркнул Князев.
Горячий спор между журналистами и девелоперами развернулся по поводу определения самой аудитории подрастающего среднего класса в России. Валерия Мозганова, главный редактор журнала «Дайджест российской и зарубежной недвижимости» требовала ясности в определении этого сегмента. Аудитория оказалась довольно широкой и неоднозначной. Как выяснилось, позволить купить себе загородный дом может и московский водитель с зарплатой в 35 тысяч рублей, продав свою городскую квартиру, доставшуюся когда-то его семье, может юрист с солидными гонорарами, а может и менеджер среднего звена, но только если ему удастся взять ипотечный кредит. Доход семьи среднего класса, по мнению девелоперов, может варьироваться от 100 до 300 тысяч рублей в месяц.
Что касается потребительских свойств жилья, то средний класс, все же, требователен к качеству, поэтому экономить следует разумно. Отметая дорогостоящие строительные технологии, приходится идти на компромисс, применяя продвинутые быстровозводимые решения, причем в лучших из возможных вариантов исполнения. Олег Ступеньков, генеральный директор «МИЭЛЬ-Инвестиции в малоэтажное строительство», дал исчерпывающее описание всех существующих современных технологий. Из всех названных технологий наиболее предпочтительными для среднего класса назвали каркасные и блочные дома, с оговоркой, что каркас каркасу и блок блоку рознь, плюс поправка на менталитет русского человека, дом которого должен быть не такой, как у соседа. Соответственно, эти параметры несколько ограничивают возможности по снижению себестоимости. Между тем, Олег Ступеньков отметил, что согласно данным исследования, проведенного МИЭЛЬ в ряде регионов России, люди пока сами не понимают, чего хотят, т.к. их запросы в приведенных ценовых ограничениях невыполнимы, при этом альтернативные европейские подходы, которые могут обеспечить достойное качество жизни при меньших затратах, им пока малоизвестны. И это задача девелоперов предложить и суметь продать соответствующий продукт.
Говоря об архитектуре, пришли к единогласному выводу о том, что нам, опять же, следует равняться на европейский опыт, когда при минимуме изысков в архитектуре, дом выглядит привлекательно. Как отметила Наталья Алексеева, директор по развитию агентства P-Arch: «Европейскую архитектуру отличает высокая эстетичность и лаконичность, этому следует у них поучиться». Основным преимуществом европейских решений Татьяна Капланова, коммерческий директор, MOZAIK Development, назвала рационализм и максимально функциональные планировочные решения. Яна Максимова, директор по PR Urban Group, отметила, что ради решения задачи эстетичности, они привлекли к работе над своими проектами для среднего класса известного архитектора.
Участники дискуссии сетовали на то, что нам необходимо осмысленное развитие «зарогордки», не эволюционно - как Бог на душу положит - а концептуально, с просчетом на несколько шагов вперед. Однако решение жилищных проблем, как отметил Владимир Яхонтов, не является задачей девелопмента, т.к. это всего лишь бизнес, который должен приносить доход. Яна Максимова, директор по PR Urban Group, отметила: «Так, или иначе, мы конкурируем с городским жильем, а не между собой». Основным аргументом для переезда москвичей за город Владимир Яхонтов видит стремительное ухудшение экологии и качества жизни в Москве.
По мнению Яхонтова, в перспективе ближайших 10 лет будет значительный отток потребителей загород, а в центре Москвы останутся жить, главным образом, студенты. На это повлияет и ухудшение экологической ситуации, и приближающийся транспортный коллапс. Таким образом, 30-километровая зона обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Построенная на этих пустующих землях недвижимость значительно возрастет в цене со временем. Основное развитие придется на западное направление - Новорижское, Волоколамское, Ленинградское шоссе. «В ближайшие 10 лет в Москву нужно будет въезжать в противогазе. И многие просто-напросто готовы жертвовать временем и ездить на работу из загорода ради сохранения здоровья. К тому же, сейчас на западной окраине Москвы строятся бизнес-центры, люди начнут туда переезжать» - отметил Яхонтов.
Эксперты рынка недвижимости, которые приняли участие в круглом столе, оглянувшись на 10 лет назад, и, попытавшись заглянуть немного вперед, согласились с тем, что «загородка» подошла к новому этапу развития. Этот этап характеризуется необходимостью думать о приемлемых форматах для загородной жизни на постоянной основе, т.к. эта недвижимость уже рассматривается покупателями в большей степени как недвижимость для жизни, а не просто в качестве объекта для инвестиций.