Но люди, закончившие ремонт, купившие мебель и даже переехавшие в новое жилище, находятся там на птичих правах. А кому это приятно? «АиФ» решил разобраться, почему регистрация права собственности на недвижимое имущество, на которую официально отводится 30 дней, тянется так долго.
Виноваты застройщики?
Получение свидельства о собственности, как нетрудно догадаться, лишь вершина айсберга. Дом нужно построить, сдать госкомиссии, согласовать с властями дополнительные обязательства, например благоустройство придомовой территории. Ещё подписываются акты приёма-передачи и собираются со всех участников долевого строительства документы, необходимые для регистрации. Между этими событиями в жизни любой новостройки и проходят годы. Строительные компании оправдываются огромным количеством «бумажек». Одна известная фирма подсчитала: чтобы начать возведение дома, необходимо собрать почти 250 (!) подписей. А чтобы закончить - и того больше. Но… на самом деле застройщики не очень-то и заинтересованы ускорять процесс. Особенно если у них остались нереализованные метры. Если начать заселение, то за отопление непроданных квартир, а также за обслуживание придётся платить самой компании. Из-за этого заселение начинают после конца отопительного сезона, а уже сданный госкомиcсии дом не подключается к коммунальным сетям. Кроме того, пока соинвесторы - не владельцы, им можно навязывать разные дополнительные услуги, отказаться от которых практически невозможно.
Виноваты власти?
Может ли правительство Москвы повлиять на процесс? Один высокопоставленный чиновник в частной беседе рассказал, как пытался помочь своему сыну ускорить получение свидельства о собственности и… не смог. После госкомиссии в теории застройщики устраняют недоделки, на практике - торгуются с властями, стараясь отделаться от обременений. Потому что благоустройство - самое меньшее «зло». Часто навязывают дорожные работы или расчистку территории (в том числе и не имеющей отношения к новостройке) - от сноса гаражей до вывода предприятий. А это дополнительные затраты, которые никто нести не хочет. «Торговля», естественно, занимает время.
После историй с обманутыми соинвесторами многие покупатели квартир в новостройках наличие в них доли города рассматривают как дополнительную гарантию того, что дом обязательно будет достроен. Это так, но есть и минусы. В подобных случаях «торговля» проходит в более жёстком режиме (могут попросить завершить какой-нибудь другой объект), и, как следствие, процесс оформления права собственности ещё более затягивается. Иногда инвесторы отдают городскую долю не своими квартирами, а купленными у других. В итоге сделки получаются многоступенчатыми, а взаиморасчёты - очень сложными. Но ещё не было случая, чтобы неоформленные права собственности стали основанием для выселения.
А делать-то что?
Не улучшает ситуацию и законодательство. «Вступивший в силу Жилищный кодекс РФ изменил подход к подсчёту общей площади квартир, - рассказывают в Управлении Федеральной службы госрегистрации по Москве. - Необогреваемые и неосвещаемые помещения (балконы, лоджии) исключены из перечня площадей, за которые взимается «коммуналка». В результате часто получается так, что в договорах у соинвесторов указана одна площадь квартиры, а в акте БТИ - совсем другая. А 30 дней законом отводится на «чистую» регистрацию, когда все документы в порядке».
Почему же большиство частных инвесторов не особенно волнуются из-за этой волокиты? Не устраивают митингов, не пишут гневных писем во все инстанции? Конечно, невозможность прописаться в купленном жилье - проблема. Но это препятствие формальное. Уже давно все могут пользоваться поликлиниками и школами по месту фактического проживания, даже если речь идёт о съёмной квартире. По сути, ускорение регистрации важно только для тех, кто хотел бы продать жильё. Но в настоящее время все ждут прояснения ситуации на рынке жилья. На самом деле судебная практика сегодня не привязывает признание права собственности добросовестных покупателей к акту реализации инвестконтракта, достаточно ввода в эксплуатацию, считают юристы. И после госкомиссии можно смело обращаться в суды. Но вот судиться или ждать, каждый должен решить для себя сам.