Примерное время чтения: 6 минут
364

Торфяники 40 лет назад тушили эффективнее, чем сейчас?

40 градусов по Цельсию, практическое отсутствие осадков, привели к тому, что уже к августу пожары разрослись до колоссальных размеров. Пожарно-спасательные службы Советского Союза не успевали регистрировать очаги возгорания на территории центральной России, число которых в итоге достигло 3000 участков. За полтора месяца по общим подсчетам беспощадный катаклизм унес жизни более 100 человек, сжег 19 деревень, превратив в пепел 650 тыс. га леса.

Залежи торфа были настолько обширны, что экстренная ситуация сбила с толку даже спасательные и лесоохранные службы. Обогащенные тлеющим полезным ископаемым Егорьевский, Орехово-Зуевский, Ногинский, Павло-Посадский районы и Шатура – основные территории, взявшие на себя роль особо опасных мест, угрожающих безопасности населения близлежащих районов. Удушающий смог распространялся по всем областям, ранее гордившимися богатыми залежами торфа. От пожаров страдали и жители столицы, видимость в которой составляла не более ста метров. Лишь в конце августа, ценой десятков жизней людей, отчаянно бросающихся в борьбу с огнем, пожары были локализованы и полностью устранены, а Москва и близлежащие города наполнятся свежим осенним воздухом.

Ситуация сегодняшнего дня по всем параметрам и последовательности возгорания и потерям от огня очень сильно напоминает страшные события лета 72-го. Навязчивые напоминания в общественном транспорте, предупреждающие население о том, что пожар легче предотвратить, чем потушить, стали как никогда актуальными. Службы МЧС, подсчитывая ущерб, принесенный «нежданной-негаданной» стихией, констатируют ужасающие факты о фатальном выжигании лесов, деревень и, буквально говоря, неповинных человеческих жизней. Отчаянная борьба с огнем продолжается уже несколько недель, смог и аномальная жара иссушают последние капли терпения жителей Москвы и ближайшей области, а главные темы новостей, в первую очередь, посвящены темам тлеющих торфяников и выгорающих лесов. С «голубых экранов» сотрудники МЧС демонстративно поливают продукт тления тоннами воды, а над сотнями гектаров полыхающего леса самолеты-амфибии, «водные бомбардировщики» и пожарные вертолеты Ми-26 отчаянно выплескивают на охваченную огнем территорию.

Премьер-министр докладывает президенту о текущем состоянии дел в горящем Подмосковье. Глава государства в ответ дает ценные указания о дальнейших действиях, грозит наказаниями и увольнениями профнепригодным чиновникам и не усмотревшим вовремя за своими участками представителям лесоохранных предприятий. Министр Шойгу обещает справиться с торфяниками буквально в недельный срок. Многомиллионный бюджет, выделяемый государством для восстановления потерпевших бедствие земель, уходит на строительство сгоревших хозяйств, компенсации пострадавшим от огня и строгое наблюдение за выполнением указаний по самым новейшим технологиям. Однако, о создании новых технологий пожаротушения из уст правительства, удрученного наказанием неверных государству чиновников, пока ничего не доносится. Что ж, возможно, информация прячется от населения в архивах государственного достояния под штамповкой: «особо секретно». А в это время все мы с нетерпением ждем окончания этой страшной истории и греем в сердцах надежду, что благодаря мужеству спасателей и цельных указаний из Центра скоро все вздохнут с облегчением и будут спать спокойным сном без намоченных простыней на открытых окнах.

Как тушили раньше? Тушили основательно. На ликвидацию пожаров бросались тысячи спасателей и народных добровольцев. Люди ценой своей жизни шли на огонь и тлеющий торф буквально с голыми руками. По воспоминаниям очевидцев десятки из них сгорали заживо, задыхались от едкого смога и проваливались в ямы. Дело в том, что выгорая под верхним слоем земли торф образует тлеющие пустоты, в бездне которых гибли спасатели. Помимо обычных рабочих предприятий, колхозников и сотрудников служб спасения к борьбе с огнем власти мобилизовали землеройную технику, транспортные средства по очистке лесов от завалов, насосные установки. В ликвидации пожаров было задействовано более 15 тысяч самоходных землеройных машин. За счет насосных устройств и нескольких тысяч пожарных машин, постоянно контролируемых опасные участки, ежесуточно выкачивался и выливался огромный объем воды.

Одним из ключевых научных изобретений того времени стали так называемые сборно-разборные трубопроводы, которые очень хорошо продемонстрировали себя при тушении пожаров. В СССР даже был введен военный трубопроводный полк. Экзотическое нововведение дало свои плюсы. В первую очередь, благодаря этому изобретению на многих участках пожарным все-таки удалось потушить тлеющий торф в минимальные сроки. Идея сборно-разборных трубопроводов впечатляет эффективностью своего действия и несложностью устройства. По заранее проложенным под землей трубам в торфяники постоянно закачивалась вода, и в 1972 году ее объем составлял примерно 90 тысяч тонн в сутки. Научное изобретение использовалось и в дальнейшие годы, но в районе 90-х куда-то загадочно исчезло.

Тушение пожаров контролировало Политбюро ЦК КПСС, возглавляемое министром обороны СССР генералом Гречко. На два месяца он поселился в подмосковной Шатуре, ставшей уже тогда эпицентром торфяных пожаров. Центральная власть осуществляла жесткий государственный контроль над работой на горящих участках, а любые оплошности местного руководства были чреваты безотлагательным наказанием.

Сильнейшие усилия каждого человека, движимого идейными соображениями, при помощи пожарной техники, умело используемой специалистами, позволили одержать временную победу у стихии. Эти годы стали сложнейшим испытанием для нашего народа.

Наука движется вперед, но на практике, увы, перед нами предстает совершенно иная картина. Россия всегда гордилась своими научными разработками и инновациями в различных сферах жизни. Но последние события в Московской области никакой надежды на процветание науки не оставляют. И, безусловно, мы будем продолжать травиться смогом до отказа, пока научные изобретения, на которые власть, откровенно говоря, порой закрывает глаза, будут пылиться в ангарах за стенами испытательных полигонов. Мы будем каждый год гореть и каждый год удивляться этому, ставшему уже закономерностью, летнему катаклизму. А перенимать опыт прошлых лет очень трудно, когда идейный базис нашего общества и, в первую очередь, элементарные нравственные начала жизни людей за несколько десятков лет заметно изменились.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах