Только за прошедшие сутки, по данным МЧС, возникло 214 очагов, из них 163 очага были потушены. Площадь активного горения составляет 433,52 га, ещё на 32,2 тыс. га пламя было локализовано.
Самыми «горящими» регионами по-прежнему остаются Красноярский край, Забайкальский край, Бурятия, Иркутская область и Ханты-Мансийский АО. Вчера, в ходе селекторного совещания, главы этих субъектов отчитались о том, как идёт работа по устранению и предупреждению лесных пожаров, а выслушивал доклады чиновников первый вице-премьер Виктор Зубков.
Не уследили
Услышанным Зубков был явно не доволен и неприятно удивлён. Прежде всего он напомнил регионалам о том, что главы горящих субъектов будут лично отвечать за пожарную ситуацию на местах. И пригрозил: скоро он пригласит губернаторов самых пострадавших территорий на заседание президиума правительства РФ.
При этом Зубков подчеркнул, что в период «большого огня» у чиновников местных администраций ни в коем случае не должно быть отпусков.
— Сейчас такой период. И какие могут быть отпуска, если на территории поселения или муниципалитета горят леса или какие-то другие объекты? — сказал вице-премьер.
Он также попенял регионалам на то, что зачастую пожары становятся следствием халатности или недосмотра, которые, в свою очередь, являются результатом недоработок в сфере идеологической работы местных властей. По словам Зубкова, именно региональная администрация должна заниматься профилактикой лесных пожаров, в том числе обучением населения и пропагандой соблюдения мер безопасности.
Больше всего вице-премьера возмутил случай в Бурятии, где в неумышленном поджоге леса подозревают двенадцатилетних подростков.
— Вот, пожалуйста: родители и местные власти не следят — дети там собак гоняют, а в результате подняты самолеты, вертолеты, пожары тушат десятки людей.
Зубков напомнил, что в этом году ущерб от пожаров больше не будет покрываться из федеральных средств. Свои «недосмотры» и «недоработки» регионам придётся оплачивать из собственного кармана.
Огонь, вода и незаконная торговля
Уходя от темы финансирования и халатности, чиновники попытались обвинить в пожарах... погоду. Первый зампред иркутского правительства высказал версию о том, что мол пламя может возникать в результате участившихся летних гроз; однако Виктор Зубков считает иначе:
— А вы не анализировали, сколько у вас очагов пожаров там, где проводились санитарные рубки леса? У меня такое складывается впечатление, что в ряде регионов, которые в этом году особо отличились с количеством пожаров, процветает браконьерство, — предположил Зубков. — Мне кажется, что, когда санитарные рубки проводятся, потом поджигается лес, и всё — концы в воду. Попробуй определить, сколько реально было разрешено и сколько фактически вырублено.
Его догадку подтвердили в МВД. Как рассказал начальник департамента охраны общественного порядка МВД Юрий Демидов, в той же Иркутской области за время пожаров зарегистрировано 187 случаев незаконной вырубки леса. Причём, на ситуацию уже обратили внимание чиновники Рослесхоза, которым ловить «чёрных лесорубов» отнюдь не впервой.
— Сейчас мы эту ситуацию берем под контроль, — заявил глава ведомства Виктор Масляков в интервью «РГ». — Когда рубится и вывозится лес, ставятся подписи на документе. Мы начнем с людьми, поставившими подпись, работать индивидуально.
Между тем, помимо лесных пожаров Россию могут накрыть и торфяные. Хотя пока, по данным МЧС, ни одного торфяника на территории страны не горит, экологи предрекают крупные возгорания в Московской области. В Рослесхозе, в свою очередь, заверили, что этого не произойдет: в Подмосковье уже ведётся масштабная работа по обводнению залежей торфа, плюс увеличен штат лесничеств, рассказал Виктор Масляков.