Моряки и по сию пору удивляются: они или не они в течение нескольких лет трудились на торговом флоте, получали положенное за работу жалованье и кормили свои семьи?
Правда, прошлой осенью, когда «Калунга» была объявлена компанией-призраком, им было отнюдь не до смеха. Моряк, нанимающийся в судоходные компании, - прежде всего носитель определённого послужного списка. У нас, «сухопутных», эти послужные списки проверяют в отделах кадров. У моряков – в крюинговых агентствах. Причём проверяют тщательно. Ведь, рекомендуя людей для плавания на судне под тем или иным флагом, крюинговые агентства несут ответственность за свои рекомендации. Нетрудно представить, как в таких агентствах отнеслись к морякам, в послужном списке которых значилась «Калунга». Да-да, та самая, которая существовала якобы только на бумаге и являла контору по отмыванию денег.
Как могло случиться, что вполне реальная и успешная судоходная компания в одночасье стала источником крупных неприятностей – как для владельцев, поскольку для последующего найма моряков она стала «неблагонадёжной», так и для самих моряков, у которых стали возникать проблемы в крюинговых агентствах?
В целом это, конечно, занятная история. Вовсе не потому занятная, что приписанная к Панаме «Калунга» работала по другую сторону океана – в Гвинейском заливе. И не потому, что действительно занималась перевозкой пассажиров и грузов, ремонтировала суда и строила свои. А потому, что сама компания стала, пусть и небольшим, но средоточием осколков бывшего СССР, его «человеческого материала», который разметало по миру в силу всем известных причин.
«Калунгу» основал бывший советский дипломат и доктор филологии Владимир Кокорев, осевший в середине девяностых годов в Испании. Костяк корабельных команд составляли российские, украинские, латвийские и эстонские моряки.
Предпринимательскую логику Кокорева, выбравшего Экваториальную Гвинею в качестве партнёра по грузопассажирским перевозкам, понять можно. В Испании, где он проживает, если и есть нужда в подобных услугах, и без Кокорева яблоку, как говорится, упасть некуда. А вот в бывших испанских колониях, коей, в частности, является и Экваториальная Гвинея, развернуться ещё можно. Одного, правда, наверное, не учёл Владимир Кокорев, когда его дела пошли в гору, благо в качестве заказчика уже выступало правительство африканской страны: в Испании, мягко говоря, неровно дышат по отношению к своим бывшим территориям, пусть эти территории и обрели независимость.
Причин тому масса. Даже если не иметь в виду, что та же Экваториальная Гвинея обладает огромными запасами нефти и не собирается делиться с бывшей метрополией, можно найти и иные поводы для ревностного отношения ко всему, что там происходит. В этом плане компания Владимира Кокорева, наладившая сотрудничество с правительством Экваториальной Гвинеи, оказалась удачно и вовремя подвернувшейся мишенью. Главным образом потому, что компания – «русская». А если исходить из того, как в Европе относятся к россиянам, сам факт «дружбы» африканцев с «Калунгой» можно интерпретировать в «нужном ключе».
Этим и воспользовались некоторые испанские газеты, взяв под подозрение обычные платежи, которые поступали на счета «Калунги» за грузопассажирские перевозки. Скорее всего, это нечистые деньги – звучал контекст испанских публикаций. - Надо полагать, что власти Экваториальной Гвинеи использовали «Калунгу» в качестве отмывочной конторы.
Я посмотрел эти публикации. Речь шла о запросе, который направили власти США испанской прокуратуре по противодействию коррупции – проверить корректность платежей, осуществлённых правительством Экваториальной Гвинеи в пользу «Калунги» по давним государственным контрактам. Таким проверкам после сентября 2001 года подверглась вся банковская система США, через которую осуществлялись международные взаиморасчёты.
И что же? Проверили. У испанских правоохранителей многолетние платежи вопросов не вызвали. А спустя почти пять лет пресса напишет: «Возможно, «Калунга» всё же манипулировала счетами», «Факты установить не удалось, но существуют предположения, что через компанию отмывались деньги за продажу нефти», «Скорее всего, «Калунга» - компания-призрак, и есть подозрения, что упомянутые суммы осели в России». Ну и прочее, в том же духе, то есть построенное на догадках, которые в качестве судебных претензий газетчикам предъявить сложно да и бессмысленно. «Пятно на биографии» «Калунги» посажено столь прочно, что компанию пришлось закрыть, а моряков отправить «по домам».
А ведь им было что терять. Прежде всего – стабильную многолетнюю работу в спаянных уже корабельных командах. Да и перспективы для многих оказались туманными, если учесть, что в крюинговых агентствах не могли не обратить внимания на публикации в испанской прессе. Правда, в защиту своей компании и Владимира Кокорева моряки выступили – с открытым письмом, под которым стоит 244 подписи. Но это можно считать действенным разве что только в плане морального утешения.