Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:
- При первом Президенте России у нас была Комиссия по помилованию, в неё входили деятели культуры, известные своей порядочностью, благородством, - Окуджава, Приставкин... Они досконально знакомились с делами, обсуждали, опасен ли человек для общества, можно ли его помиловать. Это был ещё и шанс на исправление явных ошибок коррумпированной и просто некомпетентной судебной системы. Комиссия пересматривала сотни дел, Ельцин ей доверял. Теперь вместо лучших представителей общества вопросы помилования рассматривают чиновники. И тот же Ходорковский продолжает сидеть совсем не потому, что представляет опасность для общества.
В России очень жестокая и мстительная власть. В роли людоедов выступают даже законодатели: ну хоть бы один закон, направленный на облегчение жизни людей, издали! Нет - всё на устрашение, ужесточение, усиление их власти над нами.
Они с лёгкостью принимают жестокие законы, потому что знают: на них самих эти законы не распространятся, власть у нас над законом. Власть с подозрением относится к людям, считает, что с нами можно обращаться только силой, страхом, обманом, а договариваться бесполезно. Это идёт от отсутствия нормального человеческого сопереживания, сочувствия, от омертвения души. Ну ладно, силовики - они долго уже у власти, а абсолютная власть развращает абсолютно. Однако когда к расправам призывает Церковь… Церковь, которая призвана являть собой пример милосердия и всепрощения!
Но в истории с «Pussy Riot» иерархи проявили себя и вовсе инквизиторами. Несмотря на примеры, которые подают власть и Церковь, в самом обществе милосердия становится лишь больше. Видя, что правоохранительная система, здравоохранение, образование разрушаются, люди всё чаще помогают друг другу. Добровольческие дружины тушат пожары, волонтёры из «ЛизаАлерт» несутся искать в лесу старика или пропавшего в городе ребёнка, простые люди кормят и одевают бездомных и нуждающихся, собирают деньги на лечение детей. Ощущение ожесточённости в нашем обществе транслируется сверху, а доброта и милосердие идут из народа.