«Боль глушили спиртом. Как на войне»
В три часа ночи корреспондент «АиФ» добрался до места катастрофы, пройдя пешком по мокрому лесу почти 6 км. Из-за того что террористы выбрали для подрыва труднодоступный участок железной дороги, помощь пострадавшим людям запоздала.
«Невский экспресс», летевший из Москвы со скоростью 200 км/ч, проходил отрезок пути между станциями Угловка и Алёшинка - последними населёнными пунктами Тверской области. Здесь, в нескольких метрах от домика путевого смотрителя и электроподстанции, и прогремел взрыв, после чего поезд начал резко тормозить. Два последних вагона оторвало от состава, последний вагон сполз в кювет, а предпоследний - перевернулся на рельсах.
Несмотря на то что информация о трагедии на пульты диспетчеров поступила в первые же минуты после катастрофы, помощь к пострадавшим шла ещё очень долго. Причина фатального опоздания всех без исключения служб - отсутствие дорог. Откуда бы ни мчалась помощь - из Бологого, Валдая, Твери, до посёлка Лыкошино она добиралась беспрепятственно. Но от посёлка до места крушения - ещё около 6 км. Они и стали самым серьёзным препятствием для спасателей. Легковушки застревали в первой же луже. В этих условиях старые советские газики «скорой помощи» оказались самым надёжным транспортом.
Первыми на место трагедии прибыли медики, спасатели и пожарные МЧС. В «скорую» почти сразу погрузили 30-летнего парня. Он попытался выбраться из вагона самостоятельно, но ногу зажало разорванным металлом. Медикам ничего не оставалось, как тут же, на месте, ампутировать зажатую конечность.
«Они ему дали стакан спирта - как в войну, во фронтовых госпиталях, но парень всё равно орал так, что взрослым мужикам дурно становилось», - рассказал очевидец трагедии. К сожалению, парень скончался по дороге от сильного кровотечения.
- Вторым рейсом мы забрали человек шесть, - вспоминает врач бологовской «скорой помощи». - Тяжёлых положили, кто полегче - сидели. У всех был шок, все кричали. Мы каждому вкололи обезболивающее, но то ли оно на них не действовало, то ли шок был настолько велик - они всю дорогу продолжали кричать.
«Уже часам к трём ночи никого живых на месте катастрофы не было, - заверил меня один из спасателей. - Под перевёрнутым вагоном оставались ещё трупы, но живых - точно вывезли».
В воскресенье, 29 ноября, в морге 4-й городской больницы Твери родственники смогли опознать своих близких.
Елена Садовникова, «АиФ в Твери»
О герое-проводнике, спасшем 25 жизней, читайте на с. 12
Версии теракта
По факту взрыва заведены уголовные дела по ст. 205 (теракт) и 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ. Мощность взрыва, по оценкам экспертов, составила до 7 кг в тротиловом эквиваленте.
1. Теракт организовал П. Косолапов, идейный ваххабит, уже 12 лет находящийся в федеральном розыске. На его счету взрывы остановок общественного транспорта в Воронеже и Краснодаре, теракт в столичном метро и подрыв электрички в Минводах. «Косолапов, - рассказал «АиФ» Р. Сафронов, бывший взрывотехник, - обучался взрывному делу в лагере «Халифат». У подрывников-террористов из этого лагеря свой почерк: они начиняют СВУ определёнными «ингредиентами» (пластит, тротил и аммиачная селитра). По ним Косолапова и вычислили в 2007 г. Следственной бригаде будет несложно проверить этот самый почерк и в данном случае». Сейчас в Новгородской области как раз идёт судебный процесс по делу о подрыве «Невского экспресса» в августе 2007 г. На скамье подсудимых - уроженцы Ингушетии М. Хидриев и С. Дахкиев. Первый уже признался в том, что подвозил взрывчатку к месту теракта. По версии следствия, руководил терактом тот же П. Косолапов.
2. Теракт совершила некая законспирированная террористическая группа из Санкт-Петербурга. Совсем недавно в городе произошёл довольно мощный взрыв на автобусной остановке. Кроме того, муляж бомбы был найден на питерской станции метро «Парнас».
Кстати, в одной из деревень Тверской области, неподалёку от места взрыва, оперативники обнаружили дом со следами нахождения там предположительно четырёх человек, которые могут быть причастны к теракту.
Евгений Колесников, «АиФ Петербург»
Кто отвечает за безопасность
Можно ли каким-то образом обезопасить наши железные дороги? Кто должен следить за этим - спецслужбы или сами железнодорожники?
«Мы не можем заменить правоохранительные органы, - заявил «АиФ» Александр Пирков, советник президента ОАО «Российские железные дороги». - РЖД делает всё возможное, чтобы снизить опасность терактов. В России 85 тыс. км железнодорожных путей. Ежедневно их осматривают обходчики, что позволяет предотвращать многие аварийные случаи. Но эти работники не являются специалистами по поиску бомб. Если профессионалы из различных спецслужб, приехавшие к месту теракта, не смогли за многие часы обнаружить второе взрывное устройство (оно взорвалось, не причинив вреда, спустя несколько часов после первого. - Ред.), что можно требовать от железнодорожников? Существуют специальные электронные устройства, позволяющие определять нахождение посторонних предметов на путях. Но они не могут определить закладку под рельсы. Такие направления, как Москва - Санкт-Петербург, отгорожены заграждениями, но они защищают лишь от случайных прохожих и животных».
Также по теме:
«Невский экспресс»: события и комментарии
Полный список пассажиров «Невского экспресса»