Очередное ЧП на железной дороге: перед пассажирским поездом №374 «Тюмень-Баку» подорвано железнодорожное полотно в Дагестане. Около шести утра по московскому времени на пикете №7 Избербаш-Инчхе, на чётном пути произошёл подрыв. Состав не сошел с рельсов, но локомотив протащил вагоны еще около 150 метров по уже повреждённому полотну, сообщает «Интерфакс». Экстренные службы уже работают на месте происшествия.
Тем временем продолжается расследование обстоятельств гибели «Невского экспресса», сошедшего с рельс на трассе Москва-Петербург 27 ноября. На данный момент точно известно о 25 погибших и 92 госпитализированных (21 – в тяжёлом состоянии), а МЧС опровергает информацию об обнаружении ещё одного тела. 24 жертвы уже опознаны родственниками, сообщает телеканал «Вести». Тела 14 погибших доставлены в Санкт-Петербург. Судьба минимум 12 человек неизвестна.
С помощью опросов свидетелей уже составлен фоторобот подозреваемого – многие местные жители видели накануне теракта, судя по всему, одного и того же человека, показавшегося им подозрительным. Его описывают следующим образом: «Мужчина коренаст. На вид ему 40 лет. Он невысокого роста. Лицо отличает волевой подбородок, широкие скулы и глаза с прищуром. Уши у подозреваемого плотно прижаты к голове. Губы тонкие, а нос довольно широкий».
Уголовное дело возбуждено по ст.205 (терроризм) и ст.222 (незаконный оборот оружия) Уголовного кодекса РФ. Между тем чёткой уверенности в том, что речь идёт именно о теракте, нет. Хотя неонацистская группировка Combat 18 («18» здесь – первая и восьмая буквы латинского алфавита, A. H., Adolf Hitler) и взяла на себя ответственность за произошедшее, сами же националисты относятся к этой саморекламе с определённой иронией.
На следующий день после катастрофы около 14:00 сработало второе взрывное устройство, заложенное на нечетном пути перегона Алешинка-Угловка. Таким образом, версия теракта вроде бы подтвердилась на 100%, а уж для самых закоренелых скептиков утром 20 ноября рвануло в Дагестане, о чём мы уже рассказали в начале статьи. Однако доля сомнения остаётся, и не только в лихой и бесконтрольной блогосфере.
«На сегодняшний момент точно известно, что крушение поезда на Октябрьской железной дороге – ни что иное, как теракт», чётко утверждает «Комсомольская правда» в начале материала, а в конце вдруг оговаривается: «специалисты-взрывотехники до сих пор не подтвердили версию о том, что это не случайность и уж тем более не деформация железнодорожного полотна, а теракт».
Поводом для сомнений стала совсем недавно провозглашённая российским руководством доктрина личной ответственности руководства за действия подчинённых. Ведь если предположить, что трагедия произошла из-за халатности персонала, полетели бы головы не только стрелочников, но и высшего руководства РЖД. В конце концов, в катастрофе погибли очень известные люди – глава Росрезерва Борис Евстратиков и экс-сенатор от Петербурга, председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Тарасов. Тем не менее некоторые эксперты, не связанные со следствием, на основании опубликованных снимков склонны делать вывод о развитии дефекта в сварном стыке рельса. Правда, в этом случае пришлось бы говорить о фальсификации доказательств. Напомним, кстати, что по делу о катастрофе «Невского экспресса» двухлетней давности до сих пор не вынесено судебное решение.
Уже назван первый подозреваемый: Павел Косолапов, бывший российский военный, впоследствии помощник Басаева. Благодаря своей славянской внешности он не вызывал подозрений у населения, поэтому мог эффективно участвовать в противоправных действиях. С именем Косолапова связывают теракт в московском метро 6 февраля 2004 года и другие резонансные преступления. Правда, на фоторобот предполагаемого преступника русский ваххабит нимало не похож.
Реакция общества на трагедию неоднородна: от полного равнодушия и тихого сожаления по поводу отмены развлекательных телепрограмм до призывов к мести. Так, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил надежду, что ответ властей России на подрыв «Невского экспресса» будет «мощным и эффективным». Не принявшие всерьёз заявления Combat 18 националисты говорят об «исламском следе» и требуют аналогичного ответа. Специалисты настаивают на независимой экспертизе места аварии.
Будут ли объединены два дела «Невских экспрессов» в одно, неясно. Между тем однотипность этих преступлений говорит как минимум о том, что из произошедшего в 2007 году никаких выводов сделано не было.
А запуск сверхскоростных «Сапсанов» теперь, скорее всего, будет отложен. Поездим пока по старинке.
Ранее по теме:
Кто и зачем подорвал «Невский экспресс»? Все версии
«Люди вели себя совершенно по-геройски», - очевидцы о крушении «Невского экспресса»