Примерное время чтения: 8 минут
746

«Невский экспресс» глазами очевидцев: теракта не было!

Трагедия 27 октября, как будто получила продолжение в понедельник утром: «на пикете номер 7 Избербаш-Инчхе в Каякентском районе Дагестана перед поездом, ехавшим из Тюмени в Баку, взорвано железнодорожное полотно. По предварительным данным, жертв и пострадавших нет» сообщил РИА-Новости представитель республиканского МЧС. Новая волна истерики (а по-другому трудно назвать то, что развязывают и СМИ, и тысячи блогеров) прокатилась по всему виртуальному пространству Рунета.

Позиция, которая поддерживается подавляющим большинством наших граждан, проста: совершен теракт, аналогичный теракту 2007 года, когда под тем же «Невским экспрессом» сработало взрывное устройство, практически на том же участке следования. Погибли люди, среди которых есть высокопоставленные чиновники. Вообще, пятничный «Невский экспресс» – был заполнен пассажирами, которые в основном представляют собой высшие слои общества, тем более, как правило – жители двух столиц России. Попытки определить виновных пока не увенчались успехом: по одной версии, это представители «вакхаббитов», исламские экстремисты, по другой: русские националисты. Официальные лица государства и церкви призывают к борьбе с терроризмом, Следственный комитет работает, заявлений первых лиц России пока не последовало. Обсуждать эту позицию бессмысленно: медиапространство переполнено версиями и заявления до такой степени, что потребовалось бы не одна неделя, чтобы хоть как-то связно изложить все точки зрения и официальную позицию государства.

Тем более, ценными представляются как раз свидетельства очевидцев, особенно тех, которые оказались пассажирами экспресса в тот самый роковой день. Некоторые рассказы уже попали в СМИ, но, конечно, не все. Нашлись и блогеры, которые не только оказались свидетелями, но и в самом эпицентре событий, в одном из вагонов «Невского экспресса». Массони (paltus_nk) рассказал сообществу Живого журнала, о событиях, с того самого момента, когда «внезапно в мерный ход поезда (поезд, на минуточку, едет где-то километров 150) вмешиваются посторонние весьма настораживающие звуки. Где-то секунд на 10. Потом они немедленно переходят в действия – вагон начинает скрежетать, перекашиваться, болтаться из стороны в сторону – с все увеличивающейся амплитудой. Все это происходит еще за десять секунд, за которые понимаешь, ЧТО же сейчас случится. Я успел сгруппироваться, если таковой термин вообще применим к моей тушке)). Поэтому – просто повезло. Повезло мне и брату, хотя брата покалечило сильнее, а мне достались только шишки и сильные ушибы. Все вышеописанное – от момента, когда что-то пошло «не так» до полной остановки прошло не более 30 секунд.

Мрак, сперва тишина, потом стоны и крики раненых и покалеченных». Остановимся на секунду: довольно ценное замечание: все-таки, можно принять, пусть и на уровне инстинкта, какие-то меры собственной безопасности. Вот это самое «сгруппироваться» и спасло Массони, – он смог подняться на ноги в первые минуты трагедии. «Кругом страдание – мы сидели в задней части вагона, куда прилетели все сумки и чемоданы – там много заваленных и покалеченных. Вообще, вагон в первые минуты катастрофы, представлял из себя равномерно раскиданную по всему объему массу из тел, частей вагона и остатков кресел».

По свидетельству многих как очевидцев трагедии, так и пассажиров экспресса, команда поезда была совершенно не готова к такой чрезвычайной ситуации, так, будто никаких событий 2007 года не было. Ни действия руководства состава, ни проводников нельзя назвать профессиональными и квалифицированными. Кроме того, (а как же иначе!) ни аптечек, ни медикаментов, ни средств первой помощи в должном объеме и количестве не оказалось. Что и кто помог в первые минуты? Наш, рядовой российский гражданин и его выдержка. «Несколько мужчин в вагоне пострадали несильно, некоторые вообще отделались ссадинами – они и организовали первичную помощь. Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сидения и части конструкции – освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски, – в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены». Отдать должное профессиональным спасателям: по мнению Массони их действия и слаженность работы вызывают только уважение, хотя и прибыли они к месту трагедии… через полтора часа.

И в завершение своих заметок Массони высказал свое мнение дилетанта: «Не профессионал, но конструкция вагонов поражает. Все сиденья, за исключением нескольких в начале вагона, какие-то острые элементы конструкции – не выдержали удара, оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей. Повторяю, не специалист – но как-то это все выглядело странно. Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа – рваные зубцы металла, похоже на алюминий – тоже резали людей что твои ножи.

Заклиненные двери удалось открыть только МЧС снаружи. Окна было почти невозможно разбить, да и нечем. Лестница была только одна, и ее долго не удавалось достать – завалило.

В общем, как-то удивило».

Зато мнение как раз профессионала reytar из того же Живого журнала поразило блогеров, и, будем надеяться, поразит и официальных лиц и нашу общественность. По мнению блогера, «судя по фото места крушения и опираясь на десятилетний стаж работы на линейных предприятиях службы пути Донецкой Железной Дороги (Укрзализныця), а именно неоднократному участию в устранении сходов как электропоездов, так и грузовых поездов, а так же моторных единиц подвижного состава, прихожу к выводу, что, скорее всего (с вероятностью 90-95%), никакого террористического акта, приведшего к катастрофе скорого поезда № 166 «Невский экспресс», не было».

Вот это и есть самое поразительно во всей трагедии. Поспешность официальных заявлений, настойчивое навязывание версии теракта обществу напоминает конструкцию вагонов «Невского экспресса», о которой пишет Массони, – какие-то хлипкие оказались. Размышляя и анализируя события и 2007 года, и 27 октября 2009 года ловишь себя на мысли, что самое хлипкое во всех заявлениях и призывах – как раз версия теракта, – он, что называется, оказывается громом среди совершенно ясного неба. Лично я не могу представить себе, в свете последних событий в России ни лиц, ни группировку оных, ни поводов, ни причин, которые могли ясно указывать на теракт. Что же, по мнению, специалиста reytar произошло?

Он приводит и описывает несколько характерных дефектов рельсов, которые развиваются «на сварных стыках», учитывает «наличие в длинномерной бесстыковой плети избыточного (неразряженного после летнего периода) температурного напряжения…» и заключает, что «вполне мог иметь место удар, вызвавший выброс (сопровождавшийся громким хлопком разрушающегося рельса, который вполне могли услышать пассажиры и образованием воронки имеющей глубину не более заложения подошвы ж.б. шпалы) под девятым или одиннадцатым по ходу движения поезда, вагоном и приведший к разрушению сварного стыка и двух ж.б. шпал».

Но, что самое удивительное, он приводит официальные данные из статьи журнала «Железные дороги мира». Итак, «сведения заимствованы из официальных материалов Департамента пути и сооружений МПС РФ за период с начала 1998 до конца 2001 г. В 1998 г. по одному крушению на выбросе пути под поездами произошло на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах, в 1999 г. — в общей сложности пять подобных крушений на Юго-Восточной, Восточно-Сибирской и Московской дорогах. В 2000 г. одно такое же крушение было на Северо-Кавказской дороге, а в 2001 г. — еще одно на Юго-Восточной…

Приведенные примеры сходов с рельсов и крушений из практики отечественных железных дорог с полной очевидностью свидетельствуют о том, что крушения поездов из-за выбросов бесстыкового пути под движущимися поездами были и могут возникать в будущем, если не будут приняты соответствующие меры по их предотвращению».

Думаю, комментарии здесь могут дать специалисты. Но, с моей точки зрения, эти заявления и оценки экспертов имеют большее основание, чем невиданная по масштабам истерика в российском медиапространстве и сервисах Рунета о чуть ли не начале новой рельсовой войны.

В заключение – заметки Владимира Соловьева на блогах мэйл.ру: «Вчера все информационные передачи были посвящены трагедии. Однако, в остальное время веселуха продолжалась, катались на коньках, несли чушь, пели, убивали в сериалах – все как обычно. Правда, Первый отменил «Прожекторперисхилтон».

Не удивлен, сегодня пытаются вести себя прилично, но не все, только основные каналы. Остальным – по барабану! Здорово да? Я понимаю, траура ведь не объявляли».

Что, граждане руководители телеканалов: гром не грянет, траура не будет?!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах